Недоверие компаний к искусственному интеллекту (ИИ) уходит в прошлое. Согласно исследованию группы Economist Intelligence Unit (EIU), 94% руководителей считают ИИ важным для решения стратегических задач.
Исследование «Интеллектуальная экономика: трансформация индустрий и общества под влиянием искусственного интеллекта» специалисты EIU проводили при поддержке Microsoft. В рамках проекта опрошено 400 руководителей высшего звена в сферах финансового обслуживания, здравоохранения, медико-биологической отрасли, производства, госсектора и розничной торговли. География исследования – Германия, Польша, Франция, Мексика, Таиланд, Южная Африка, США и Великобритания.
Что такое искусственный интеллект
Американский информатик Джон Маккарти в 1955 году первым дал определение искусственному интеллекту. ИИ он назвал науку и технологию создания интеллектуальных компьютерных программ. Но при этом исследователь призвал не называть интеллект машины подобием человеческого: они функционируют совершенно по-разному.
В 1986 году искусственный интеллект назвали способностью системы создавать в ходе самообучения программы для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи.
Сегодня ИИ играет в шахматы, распознает авторов программного кода по «почерку» и даже диагностирует болезни глаз.
Активное использование ИИ в бизнесе и вовсе привело к созданию негласной иерархии: компании, которые не могут оперативно внедрить ИИ, менее успешны, чем конкуренты, уже используют технологии в своей деятельности. Более того, по данным доклада McKinsey Global Institute, запоздавшие с внедрением ИИ организации теряют шансы на привлечение талантливых сотрудников.
Соавтор исследования Сьюзан Ланд подчеркнула: «У прогрессивных компаний, которые используют ИИ, выше прибыль. Они видят в искусственном интеллекте возможность для роста, поскольку технологии совершенствуют качество и создают абсолютно новые продукты. Остальные видят в этом лишь возможность сокращения затрат».
Теория vs практика
Несмотря на почти единогласное одобрение использования ИИ в бизнесе, эксперты EIU выявили и другую закономерность. На практике ИИ внедрили только 27% опрошенных компаний. 46% рассказали о пилотных проектах на основе этой технологии. Почти половину из «отстающих» компаний беспокоит дороговизна внедрения. Еще 36% опрошенных руководителей пожаловались на трудности с внедрением и обслуживанием ИИ, а 35% сообщили о проблемах в обучении сотрудников.
Согласно статистике EIU, основные области внедрения ИИ в бизнесе: предиктивная аналитика, позволяющая прогнозировать возможное поведение субъектов рынка, (26%), управление процессами в компании в реальном времени (23%) и клиентское обслуживание (21%). В областях персонализации (например, личный кабинет покупателя), логистики и разработок ИИ внедряют 17% руководителей.
В областях кадров, обнаружении мошенничества и создания новых знаний – 16%. Реже всего технологии ИИ внедряют для контроля за ценообразованием и продвижением (13%), а также для вовлечения сообщества (12%).
Эксперты EIU также выяснили, какие технологии ИИ чаще всего используют респонденты.
Анализ изображений – извлечение значимой информации из цифровых изображений с помощью технологий обработки. Искусственный интеллект распознает на изображениях объекты, людей, текст, сцены и действия, а также обнаруживает неприемлемый контент. Такие технологии используют 35% респондентов.
Виртуальный помощник – веб-сервис и приложение для смартфонов и ПК, фактически исполняющий роль личного секретаря при пользователе (Siri, Alexa). Используют 31% опрошенных.
Предиктивная аналитика – это набор методов анализа данных, помогающих прогнозировать поведение субъектов рынка. ИИ в предиктивной аналитике внедряют 29% опрошенных.
Машинное обучение – класс методов ИИ, характерной чертой которых является не прямое решение задачи, а обучение в процессе применения решений множества сходных задач (28%).
Обработка естественного языка – общее направление ИИ и математической лингвистики, изучающее проблемы понимания языка искусственным интеллектом и генерацию грамотного текста им (26%).
Система автоматического управления – комплекс устройств, автоматически меняющих один или несколько параметров объекта, которым они управляют. Изменения направлены на то, чтобы установить необходимый режим работы объекта (16%).
Робототехника – производственная техника, основанная на применении роботов (16%).
ИИ в России
Популярны технологии искусственного интеллекта и на российском рынке. По данным компании PricewaterhouseCoopers (PwC) в России, 74% компаний планируют инвестировать в искусственный интеллект в ближайшие три года. Как отмечает представитель PwC в России Олег Данильченко, пока представители отечественного бизнеса «автоматизируют рутину», однако даже такое применение ИИ может изменить российский рынок труда.
Наиболее активно внедряются ИИ в финансовой сфере. Компании из сферы финансовых технологий являются главными конкурентами традиционных банков и посредников на рынках финансовых услуг. Наиболее консервативными в плане внедрения ИИ, несмотря на огромный потенциал технологий, остаются крупные отрасли: нефтегазовая, металлургическая, химическая и.т.д.
Но среди опрошенных руководителей бизнеса в России есть и скептики. Примерно 67% из них считают, что в ближайшие пять лет использование ИИ негативно скажется на отношении заинтересованных в отрасли сторон. Руководитель практики контроля рисков PwC в России Тим Клау говорит, что наибольшую тревогу у представителей бизнеса вызывает безопасность самой технологии.
Microsoft подчеркивает: важнейшую роль в цифровой трансформации каждой компании играют руководители. Для них в приоритете должно быть продвижения использования ИИ и обучение сотрудников. Внедрение подобных решений должно проводиться системно и быть первоочередной стратегической задачей всей организации.