X5 Retail Group собирается использовать наработки Amazon. Компания-владелец сети магазинов «Перекресток» и «Пятерочка» занялась активным внедрением технологий автоматизации и роботизации.
Погоня за Amazon
Надя Шурабура, бывший топ-менеджер Amazon и всемирно известный консультант в области онлайн-торговли, присоединилась к команде X5 Retail Group. Бизнесвумен стала участником Наблюдательного совета ритейлера. По словам представителей X5, на этой позиции она окажет помощь в использовании новейших разработок.
Шурабура занимала пост вице-президента по технологиям глобальной цепочки поставок и обработки заказов Amazon. В этой должности она курировала вопросы внедрения инновационных подходов к онлайн-торговле и изучение факторов, влияющих на принятие решения покупателями. Сейчас Надя – глава собственной компании, оказывающей консалтинговые услуги в сфере ритейла.
Похоже, X5 Retail Group находится на перепутье: их сеть магазинов – одна из крупнейших в России, но конкуренты активно используют новые подходы к работе с клиентами, что может пошатнуть лидирующие позиции «пятерочек». Чтобы не отставать, требуется человек, который смог бы организовать процесс внедрения технологий, и при этом не истратить бюджет на те наработки, которые не дадут реального преимущества.
Внутренние инновации
Нельзя начать но-новому обслуживать клиентов и предоставлять им доступ к магазинам будущего, если внутри компании бизнес-процессы ведутся по старинке, без использования инструментов электронного документооборота, автоматизации, больших данных.
X5 Retail Group, видимо, прекрасно понимает это и стремится не только задействовать в работе стандартные решения, но и внедрять тестовые проекты на основе необкатанных технологий.
Одна из таких разработок – продукт резидента «Сколково» Intelligence Retail в области компьютерного зрения. Система создана для автоматизации проверки наличия товаров на полках. Сейчас устройство научилось распознавать более 1500 молочных продуктов с точностью на уровне 93.7%, а скорость формирования одного отчета с рекомендациями не превышает 30 секунд. Пока что разработка тестируется в 5 магазинах «Перекресток».
Такая система позволит снизить количество обслуживающего персонала, но X5 Retail Group не собирается останавливаться на этом. Компания готова заменить роботами и более квалифицированных специалистов – бухгалтеров. Для этого предприятие модернизировало свой сервисный центр, где появилось... шесть механических сотрудников, обрабатывающих документы.
Роботизация заняла 24 месяца, в реализации проекта участвовало множество привлеченных ИТ-специалистов. Сейчас роботы занимаются:
-
бухгалтерской сверкой взаиморасчетов с контрагентами;
-
выгрузкой документов из баз данных;
-
маршрутизацией документов, контроль их отображения;
-
сверкой с ИФНС по НДФЛ;
-
регистрацией банковских счетов сотрудников.
При этом внедрение роботов не привело к сокращению штата. X5 избавила себя от необходимости нанимать новых работников, а также смогла перевести текущих сотрудников на позиции, связанные с более сложной и творческой работой.
Робот вместо продавца
X5 Retail Group планирует использовать роботов не только для работы с бухгалтерией. В планах компании – открытие полностью роботизированного магазина без продавцов и обслуживающего персонала. Партнер компании в этом проекте – «Университет Иннополис».
Основной вектор развития – создание научного центра, который займется исследованием и разработкой систем для создания магазина будущего. Кроме этого, участники программы также будут изучать вопросы применения технологий роботизации и автоматизации в розничной торговле в целом.
Хорошо видно, что «Перекресток» и «Пятерочка» пытаются следовать за Amazon – крупнейший онлайн-ритейлер также недавно начал заменять персонал роботами. Магазин хочет возложить на них функции менеджеров, которые занимаются предсказанием спроса на товары и установкой наиболее оптимальных ценников.
X5 Retail Group пока что не внедрила столь продвинутую технологию – бухгалтерская сверка данных куда проще, чем обработка большого массива коммерческой информации и создание рекомендаций на ее основе. Видимо, именно за этим компания и пригласила Надю Шурабура: с ее опытом работы в Amazon консультировать предприятие она будет именно в сфере роботизации и автоматизации для ритейла.
Пока что X5 находится в позиции догоняющего. В этом случае не совсем понятно, для чего компании необходим научно-исследовательский центр, ведь уже существуют готовые решения, позволяющие роботизировать отдельные бизнес-процессы. Возможно, владельцам «Перекрестка» стоило бы сначала протестировать, насколько они применимы в российских реалиях, и лишь затем переходить к созданию собственных продуктов.