Amazon или «Пятерочка»: кто первым создаст магазин будущего с роботами

26.06.2018      12191

X5 Retail Group собирается использовать наработки Amazon. Компания-владелец сети магазинов «Перекресток» и «Пятерочка» занялась активным внедрением технологий автоматизации и роботизации.

Погоня за Amazon

Надя Шурабура, бывший топ-менеджер Amazon и всемирно известный консультант в области онлайн-торговли, присоединилась к команде X5 Retail Group. Бизнесвумен стала участником Наблюдательного совета ритейлера. По словам представителей X5, на этой позиции она окажет помощь в использовании новейших разработок.

Шурабура занимала пост вице-президента по технологиям глобальной цепочки поставок и обработки заказов Amazon. В этой должности она курировала вопросы внедрения инновационных подходов к онлайн-торговле и изучение факторов, влияющих на принятие решения покупателями. Сейчас Надя – глава собственной компании, оказывающей консалтинговые услуги в сфере ритейла.

Похоже, X5 Retail Group находится на перепутье: их сеть магазинов – одна из крупнейших в России, но конкуренты активно используют новые подходы к работе с клиентами, что может пошатнуть лидирующие позиции «пятерочек». Чтобы не отставать, требуется человек, который смог бы организовать процесс внедрения технологий, и при этом не истратить бюджет на те наработки, которые не дадут реального преимущества.

Внутренние инновации

Нельзя начать но-новому обслуживать клиентов и предоставлять им доступ к магазинам будущего, если внутри компании бизнес-процессы ведутся по старинке, без использования инструментов электронного документооборота, автоматизации, больших данных.

X5 Retail Group, видимо, прекрасно понимает это и стремится не только задействовать в работе стандартные решения, но и внедрять тестовые проекты на основе необкатанных технологий.

Одна из таких разработок – продукт резидента «Сколково» Intelligence Retail в области компьютерного зрения. Система создана для автоматизации проверки наличия товаров на полках. Сейчас устройство научилось распознавать более 1500 молочных продуктов с точностью на уровне 93.7%, а скорость формирования одного отчета с рекомендациями не превышает 30 секунд. Пока что разработка тестируется в 5 магазинах «Перекресток».

Такая система позволит снизить количество обслуживающего персонала, но X5 Retail Group не собирается останавливаться на этом. Компания готова заменить роботами и более квалифицированных специалистов – бухгалтеров. Для этого предприятие модернизировало свой сервисный центр, где появилось... шесть механических сотрудников, обрабатывающих документы.

Роботизация заняла 24 месяца, в реализации проекта участвовало множество привлеченных ИТ-специалистов. Сейчас роботы занимаются:

  • бухгалтерской сверкой взаиморасчетов с контрагентами;

  • выгрузкой документов из баз данных;

  • маршрутизацией документов, контроль их отображения;

  • сверкой с ИФНС по НДФЛ;

  • регистрацией банковских счетов сотрудников.

При этом внедрение роботов не привело к сокращению штата. X5 избавила себя от необходимости нанимать новых работников, а также смогла перевести текущих сотрудников на позиции, связанные с более сложной и творческой работой.  

Робот вместо продавца

X5 Retail Group планирует использовать роботов не только для работы с бухгалтерией. В планах компании – открытие полностью роботизированного магазина без продавцов и обслуживающего персонала. Партнер компании в этом проекте – «Университет Иннополис».

Основной вектор развития – создание научного центра, который займется исследованием и разработкой систем для создания магазина будущего. Кроме этого, участники программы также будут изучать вопросы применения технологий роботизации и автоматизации в розничной торговле в целом.

Хорошо видно, что «Перекресток» и «Пятерочка» пытаются следовать за Amazon – крупнейший онлайн-ритейлер также недавно начал заменять персонал роботами. Магазин хочет возложить на них функции менеджеров, которые занимаются предсказанием спроса на товары и установкой наиболее оптимальных ценников.

X5 Retail Group пока что не внедрила столь продвинутую технологию – бухгалтерская сверка данных куда проще, чем обработка большого массива коммерческой информации и создание рекомендаций на ее основе. Видимо, именно за этим компания и пригласила Надю Шурабура: с ее опытом работы в Amazon консультировать предприятие она будет именно в сфере роботизации и автоматизации для ритейла.

Пока что X5 находится в позиции догоняющего. В этом случае не совсем понятно, для чего компании необходим научно-исследовательский центр, ведь уже существуют готовые решения, позволяющие роботизировать отдельные бизнес-процессы. Возможно, владельцам «Перекрестка» стоило бы сначала протестировать, насколько они применимы в российских реалиях, и лишь затем переходить к созданию собственных продуктов.

 


Автор:
Аналитик


См. также

Не найдено ни одной записи.
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. пользователь 26.06.18 14:51
Сообщение было скрыто модератором.
...
2. SagittariusA 27.06.18 09:22 Сейчас в теме
Роботизация - круто! Еще часть людей останутся без работы.
3. barsw 28.06.18 18:14 Сейчас в теме
(2) Люди могут найти другую работу, это прогресс. Давайте может вернем, например профессию "стенографист"? Плохие роботы отняли у людей работу.
4. Timur.V 79 28.06.18 23:31 Сейчас в теме
А магазине Ашан (Москва) кассиры превратились в (не знаю как назвать) людей пробивающих товар по штрих-кодам на товарах. Оплата покупки происходит покупателем самостоятельно, с бумажкой со штрих-кодом (выдает бывший кассир), на терминале (как оплата сотового телефона на терминале).
Ещё бывшие продавцы на кассе контролируют, чтобы покупатель правильно взвешивал развесной товар и не путал наименование (черешню с вишней и т.д.)

Если заранее это всё фасовать - получится магазин самообслуживания.
Оставьте свое сообщение