Минцифры обязало производителей техники устанавливать софт из реестра отечественного ПО на устройства для рынка РФ. Компания Apple ранее выступала резко против этой инициативы, но теперь, похоже, решила пойти на компромисс.
Новая норма
С 1 апреля 2021 года вступает в силу закон, который обязывает производителей или дилеров предлагать на смартфонах, планшетах, компьютерах и умных ТВ софт из реестра отечественного ПО. В Минцифы отмечали, что таким образом хотят поддержать российских разработчиков софта.
Установить ПО можно будет в меню, которое отображается после активации устройства. В списке вариантов – продукты Яндекса, Mail.ru Group, «Лаборатории Касперского», компании «Новые облачные технологии», платежной системы «Мир» и «Госуслуг».
Если производители или дилеры не будут выполнять новые требования, то с 1 июля их начнут штрафовать на сумму до 200 тыс. рублей.
Позиция Apple
Apple согласилась на условия Минцифры. На всех iPhone и iPad, купленных после 1 апреля, после активации появится меню с российским софтом.
Владелец сможет выбрать нужные приложения в списке, чтобы загрузить и установить их. А может убрать все галочки – и пользоваться тем ПО, которое уже предустановлено на iPhone и iPad, или загрузить необходимые приложения из AppStore.
В Apple подчеркнули: компания соблюдает законодательство стран, в которых работает. А все приложения в AppStore тщательно проверяются на соответствие стандартам конфиденциальности, безопасности и формата контента.
Инсайдеры также сообщили, что Apple обсуждает с Минцифры возможность создания подборок российских приложений в App Store. Ведомство не намерено закреплять доминирующее положение конкретных отечественных разработчиков. Если пользователи iPhone и iPad чаще будут выбирать альтернативный софт, его также могут включить в подборку и предлагать для предустановки.
Компромисс вместо ухода
Эксперты утверждали, что из-за новых норм Apple может уйти с российского рынка. Компания планировала пересмотреть свою бизнес-модель, ведь она в принципе не допускала возможности предварительной установки стороннего ПО на свои гаджеты.
К тому же российский рынок не был для нее приоритетным. В 2019 году выручка Apple в мире достигала 267,7 млрд долларов, в России – 189,5 млрд рублей (2,9 млрд по курсу на конец позапрошлого года, или чуть больше 1%).
В то же время аналитики считают Россию перспективным рынком для Apple: он пока небольшой, но стабильно растет. В январе 2021 года компания заняла третье место в России по объемам продаж смартфонов в штуках (16%) – и первое в денежном выражении (45%). Аудитория конкретных продуктов и услуг экосистемы здесь достаточно широка, поэтому Apple вряд ли выгодно уходить с рынка.
Предложить установку приложений из списка и устанавливать их заранее принудительно – два совершенно разных сценария. Реализовать первый достаточно легко и не затратно, а со вторым возникли бы сложности – хотя бы потому, что процедура предустановки спровоцировала бы рост цен на технику.
Таким образом, предложенный министерством формат позволил соблюсти букву закона без серьезных вложений и изменений. А пользователям – не переживать о доступности iPhone и iPad в России.