7 июня Центробанк и «Почта Банк» представили публике работу Единой биометрической системы (ЕБС) на Международном финансовом конгрессе «Ростелеком».
К работе все готово
Ранее мы уже писали о подготовке к внедрению ЕБС. И вот, вчера прошла презентация системы биометрической идентификации для клиентов «Почта Банк». Уже в июле она позволит удаленно открывать счета, брать кредиты и осуществлять денежные переводы после одноразового прохождения идентификации в офисе банка.
Регистрация проходит в два этапа: создание учетной записи на портале госуслуг и прохождение идентификации в ЕБС. Представители банка утверждают, что система полностью готова к работе, но на конгрессе была показана в тестовом режиме, поскольку закон об ее использовании еще не вступил в силу.
Всех оцифруют
На презентации конгресса систему испытала корреспондент газеты «Ведомости». После ввода номера СНИЛС и подтверждения его паролем для идентификации личности, операционист попросил девушку произнести комбинацию цифр на камеру. Процесс занял совсем немного времени и напоминает обычный разговор по Skype.
Журналист Анна Еремина, которая опробовала на себе новую технологию, призналась, что имела ряд предубеждений относительно биометрии: «...кажется, что когда мы отдаем свои биометрические данные, то мы отдаем какую-то часть себя».
Представители разработчиков из «Ростелекома» заявляют, что вероятность ошибки при прохождении идентификации составляет 10 в минус седьмой степени. Однако открыть счет в банке с первого раза не получилось.
Директор по цифровой идентичности «Ростелекома» Иван Беров объяснил: ошибка была вызвана тем, что камера захватывала изображение с мониторов на заднем плане, тем самым искажая данные. Со второго раза все получилось. Система распознала человека и позволила открыть счет.
Биометрический «спринт»
Директор по развитию электронного бизнеса Анастасия Масленникова пообещала, что в июле «Почта Банк» организует сбор и передачу в Единую биометрическую систему образцов фотографий и голоса своих клиентов, более чем в 120 отделениях в 83 регионах присутствия. До конца года количество точек банка, оснащенных необходимым оборудованием, должно увеличиться до 400. Для этого кредитной организации нужно будет оснастить рабочие места операционистов специальными камерами и микрофонами.
Иван Беров пояснил, что задача по разработке и внедрению ЕБС в банках довольно нетривиальная: «Мы создаем Единую биометрическую систему в очень сжатые сроки, параллельно дорабатываем механизмы биометрической идентификации и подключаем кредитные организации к системе. Такой же “спринт” проходят и банки, которым нужно не просто подключиться к нескольким информационным системам, но и внедрить новые бизнес-процессы».
Ошибки настораживают
В целом, рвение кредитных организаций к новым технологиям, конечно, похвально. Презентация технологии «Ростелекома» демонстрирует, что ЕБС – это не просто распил бюджета на очередные «нанотехнологии», а вполне рабочий сервис, призванный облегчить жизнь людям и упростить ряд процедур в финансовой сфере.
В то же время сжатые сроки, доработки, вероятные ошибки при внедрении заставляют задуматься – не слишком ли система «сырая»? Не пытаются ли банковские организации подсунуть клиентам бета-версию будущей разработки, чтобы опередить конкурентов и уложиться в указанные сверху сроки? И не будем ли мы рисковать вполне реальными денежными средствами из-за проблем с нашими виртуальными двойниками?