Минпромторг совместно с ИТ-компанией Виктора Вексельберга «Цифра» провели опрос промышленных предприятий и выяснили, что технологии IoT, как и цифровая экономика в целом, для них пока – в планах на будущее.
Исследование показало, что большинство промышленников могут инвестировать в развитие ИТ-инфраструктуры и автоматизацию производства не более 1% бюджета. Это не вызывает удивления в условиях, когда доля инвестиций в основной капитал на машины и оборудование последние 4 года постоянно снижается. При этом норма инвестиций в промышленные ИТ, позволяющая не только амортизировать, но и модернизировать производство, как отмечают авторы исследования, должна составлять порядка 5% бюджета компании. Более того, на макроэкономическом уровне, по оценкам экспертов, инвестиции в размере 20-25% ВВП – необходимое условие экономического роста при среднем темпе в 2-3% в год. Однако к таким оборотам готовы пока только 6% опрошенных.
Базовым фактором промышленной цифровизации исследователи считают оснащенность завода оборудованием с числовым программным управлением (ЧПУ). В России лишь у 14% предприятий доля станков с ЧПУ больше 50%. Еще одна фундаментальная для внедрения IoT вещь – ERP-система. Согласно исследованию, такие решения отсутствуют у 20% респондентов, при этом большинство остальных пользуются продуктами фирмы «1С». Кроме того, для развития цифровой инфраструктуры важно выделить специального сотрудника. Однако директор по инновациям есть только у 6% опрошенных, а у 61% за цифровизацию вообще никто не отвечает.
В такой ситуации, вероятно, разве что экономическим чудом сбудутся прогнозы о перспективах индустриального интернета вещей в России. Хотя, как это бывает, чудеса – дело рук самих нуждающихся. Так, на днях Фонд развития промышленности выделил почти миллиард рублей на льготные кредиты для предприятий в 7 регионах страны. И если заводам удастся сконцентрировать усилия и финансы на внедрении инноваций в само производство, в частности, подключить действующий парк станков с ЧПУ к Сети, то, по мнению исследователей, суммарный годовой эффект превысит 657 млрд рублей. В общем, как призывает Ричард Брэнсон, к черту все – бери и делай!