Участникам Восточного экономического форума представили блокчейн-платформу Амурской области – AmurCoin. Она позволит привлекать инвестиции и управлять договорными отношениями на основе технологии «умного контракта».
Блокчейн, или распределенный реестр, стал развитием концепции децентрализованных баз данных с возможностью проверки подлинности записей. В 1991 году Стюарт Хэбер и Скотт Сторнетта предложили способ защищенной маркировки времени создания электронных документов, а годом позже совместно с Дэвидом Байером они разработали методологию цепочки цифровых блоков, в которых данные хранятся так, что любой пользователь может их верифицировать. После того как в 2009 году впервые была реализована платформа для обслуживания такой базы данных, известная как Bitcoin, принципы блокчейна воплотились в прорывных технологических решениях, на плечах которых сегодня совершается четвертая промышленная революция.
Амурские тигры
Разработчиками проекта AmurCoin стали Агентство Амурской области по привлечению инвестиций совместно с амурскими и московскими IT-предпринимателями, сообщает пресс-центр областного правительства. Сами создатели подчеркивают, что не ставили задачу сделать новую платежную систему, а хотели показать, каким образом можно применять блокчейн-технологии в бизнесе. Собственно, стартап позиционируется как платформа для социально-экономического развития и финансирования региональных проектов. К концу года планируется запуск собственной локально распределенной инфраструктуры и системы смарт-контрактов.
Денис Рогов, один из авторов разработки, в качестве примера ее реализации привел внедрение смарт-контрактов в логистике морского транспорта: «Если склад зафиксировал проход груза с GPS-трекером в ворота, а весы – совпадение по весу, то деньги автоматически перечисляются поставщику. Это позволит автоматизировать многие процессы бизнеса, включая распределение дивидендов или платежей в бюджет».
Транзакции без издержек
Учет финансовых операций был описан монахом-математиком Лукой Пачоли еще в 1494 году и, в свое время, превратил рыночную экономику из хаоса в систему. Однако сегодня, в силу необходимости прибегать к посредникам – бухгалтерам, аудиторам, нотариусам, брокерам, наконец, к банкам – он порождает огромные транзакционные издержки. То, что раньше служило основой экономического роста, в цифровую эру становится фактором стагнации. Стоимость времени и трудоемкости совершения операций и сделок, страхования рисков, информационной безопасности коммерческих взаимоотношений выросла до статьи расходов с таким числом нулей, что ресурсов для развития уже не остается.
Поэтому 500 лет спустя после бухучета Ник Сабо, профессор информатики, сформулировал концепцию смарт-контракта (от англ. smart – «умный») – он представляет собой «автоматизированный протокол транзакций, который исполняет условия коммерческого договора». Стороны соглашения подписывают смарт-контракт аналогично подтверждению подлинности записей в блокчейне, после чего он вступает в силу. Для выполнения обязательств, условно говоря, запрограммированных в таком контракте, нужна среда существования, в качестве которой и применяют платформы с распределенным реестром.
Первые эксперименты с умными контрактами показали, что технология действительно устраняет барьеры между экономическими агентами и помогает организовать управление операциями между участниками сделок при существенно более низких издержках. Это даже позволило авторитетному журналу The Economist, вопреки предубеждениям скептиков, назвать смарт-контракты наиболее важным приложением блокчейна. В свою очередь, спецпредставитель президента РФ по цифровому развитию Дмитрий Песков сообщил, что легализация умных контрактов является необходимым условием развития цифровой экономики, и соответствующие законодательные инициативы будут рассмотрены Госдумой уже этой осенью.