Ученым из Вашингтонского университета и Университета Карнеги-Меллон удалось напрямую связать мозги трех человек без оперативного вмешательства. В результате опыта добровольцы смогли обмениваться информацией на расстоянии, не используя слова и символы.
BrainNet
«Телепатическая» технология основана на изменении сигналов головного мозга в результате реакции на световое раздражение. Например, свет частотой 15 Гц заставит мозг излучать электрический сигнал такой же частоты, свет 17 Гц – аналогично, и т.д. Существующие электроэнцефалографы (ЭЭГ) способны сканировать и обрабатывать сигналы, посылаемые головным мозгом. Технология TMS позволяет манипулировать мозговой деятельностью с помощью электрического воздействия на определенные участки мозга.
Транскраниальная магнитная стимуляция (Transcranial magnetic stimulation, TMS) – метод, позволяющий стимулировать кору головного мозга при помощи коротких магнитных импульсов без оперативного вмешательства.
За основу стимуляции взят фосфен – магнитный импульс, сфокусированный в затылочной части, вызывающий у человека ощущение световой вспышки. Ученые пришли к выводу, что с помощью мерцания можно передавать информацию непосредственно в мозг.
Подобные опыты ранее проводили над приматами, однако без инвазивного вмешательства обойтись не удалось. Электроды для трансформации мозговых импульсов вживляли в мозг и таким образом синхронизировали действия животных для управления изображениями на мониторе.
Тогда изобретению дали название BrainNet в надежде, что оно станет первым шагом на пути создания биокомпьютеров. В будущем «мозгосеть» может объединять, например, ученых для решения глобальных задач.
Эксперимент с людьми
Для эксперимента с участием людей ученые разместили трех добровольцев в разных помещениях и соединили в BrainNet с помощью специальных шлемов с датчиками.
«Ведомый игрок» был подключен к аппарату ТМС, а тот с помощью компьютерной программы – к мозгам двух других участников своеобразной сети, к головам которых прикрепили электроды ЭЭГ.
На экранах перед каждым смоделировали простейший вариант игры тетрис, где для прохождения уровня надо было повернуть фигуру или оставить ее статичной. Однако «ведомый игрок» не мог самостоятельно принять решение о пригодности фигуры, поскольку видел лишь верхнюю часть экрана. Два других добровольца были подсказчиками и видели экран целиком.
Экраны для игры в тетрис: для ведомого игрока (слева) и подсказывающих игроков (справа)
Если возникала необходимость повернуть фигуру, добровольцы смотрели на определенный источник света (15 и 17 Гц). В их мозгах возникали соответствующие колебания, которые считывал ЭЭГ и передавал на аппарат ТМС, а оттуда – третьему участнику. «Ведомый игрок» видел вспышки света, интерпретировал поступившую информацию и принимал решение об использовании фигуры. После того, как «телепатическое» общение наладилось, возведение конструкции у всех участников эксперимента перестало быть разрозненным процессом. Увы, скоростью такая телепатия не отличалась: на каждом шаге по BrainNet пересылается один бит данных.
BrainNet через интернет – лайкни силой мысли
Ученые уже заявили, что BrainNet открывает широкие возможности. Сеть пока объединяет всего три комнаты, но глава научной группы Андреа Стокко уверяет, что распространение и развитие технологии в ближайшие годы вполне реально. Пока главное препятствие для этого – количество оборудования, которое необходимо иметь при себе для подключения к сети.
Исследователи намерены распространять BrainNet и через интернет. Вполне вероятно, что через пару лет для того, чтобы пообщаться со знакомым, не надо будет открывать гаджет. Достаточно надеть шлем и мысленно начать разговор с собеседником.