Гришин совместно с петербургским юристом Виктором Наумовым, который специализируется на интеллектуальной собственности, ИТ и телекоммуникациях, предложил внести поправки в Гражданский кодекс РФ. В частности, добавить главу «Роботизированные агенты» – таковым признается робот, который участвует в общественной деятельности «по волеизъявлению собственника и в силу конструктивных особенностей». Он также «имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Роботизированных агентов предлагается регистрировать в специальном реестре подобно юридическим лицам (аналог ЕГРЮЛ).
Собственно роботом считается «устройство, способное действовать, определять свои действия и оценивать их последствия без полного контроля со стороны человека по результатам обработки информации, поступающей из внешней среды». При этом законодательство о роботах и роботизированных агентах не распространяется на компьютерные программы, несмотря на то, что они тоже могут действовать без человеческого контроля.
Как рассказал Гришин газете «Ведомости», помимо гражданского права, роботы могут подпадать под действие уголовного права. Возможны четыре сценария, при которых это произойдет:
- Конструирование робота-убийцы специально для совершения правонарушения;
- Отключение программных и аппаратных функций, блокирующих возможность причинения вреда человеку;
- Конструирование робота, способного причинить вред человеку;
- Конструирование робота без осознания того, что он может быть использован для причинения вреда человеку.
Как мы видим, это перекликается с тремя законами робототехники фантаста Айзека Азимова: непричинение вреда человеку действием или бездействием, подчинение приказам человека, не нарушающим первый закон, и забота о собственной безопасности, если это не идет вразрез с первыми двумя законами.
Гришин и Наумов отмечают, что в случае принятия это будет первый в мире закон, делающий роботов субъектами права. Сейчас он направлен на доработку в юридические институты, после чего авторам придется дожидаться, пока его предложит на рассмотрение кто-то обладающий правом законодательной инициативы (федеральные или региональные парламентарии и другие представители высшей госвласти). Ожидается, что это может произойти уже в начале 2018 года.
«Хорошее законодательство станет нашим преимуществом. И иностранные команды будут приезжать сюда пусть сначала и не для разработки, но для проведения тех же тестов. И так мы сможем сильно продвинуться в этой области», – полагает Дмитрий Гришин.