Тематический индекс цитирования (тИЦ) давно перестал указывать на качество сайта, уверены в «Яндексе». Поэтому принято решение отказаться от этого показателя и заменить его новым.
Дай качество
Со следующей недели тИЦ перестанет отображаться на всех ресурсах. Вместо него «Яндекс» вводит новую метрику – индекс качества сайта (ИКС). Как и прошлый параметр, ИКС будет общедоступен: узнать его значение для конкретного сайта сможет любой желающий с помощью сервисов «Яндекс.Вебмастера».
Индекс качества сайтов должен стать полноценной заменой устаревшего тИЦ и показывать, насколько веб-ресурс востребован у аудитории. Для его расчета будет применяться совершенно новый алгоритм, который практически не будет учитывать ссылки на сайт – основу отмененного тематического индекса.
«Яндекс», по словам разработчиков, теперь будет учитывать все данные, которые поисковая система собрала о ресурсе. В первую очередь внимание уделят показателям, указывающим на интерес аудитории к сайту: количество посетителей, их поведение на страницах, регулярные возвраты. Также для расчета ИКС поисковик проанализирует информацию о ресурсе и связанном с ним бизнесе из других своих сервисов: «Метрики», «Карт», «Дзена» и других.
Сейчас индекс качества сайта представлен в виде бета-версии. Разработчики «Яндекса» уверены, что по мере накопления статистики о влиянии различных факторов алгоритм вычисления показателя будет меняться.
Без сюрпризов
Для людей, внимательно следящих за SEO-индустрией, отмена тематического индекса цитирования не должна была стать неожиданностью – «Яндекс» не обновлял этот параметр с 19 ноября 2017 года, хотя раньше апдейты происходили практически каждый месяц. С января этого года российская поисковая система и вовсе ограничила доступ к показателям тИЦ – увидеть его могли только владельцы сайта через «Яндекс.Вебмастер». Полная отмена параметра была делом времени.
Тематический индекс цитирования «Яндекс» ввел в 1999 году. Он должен был служить показателем качества и авторитетности ресурса. Для его расчета прежде всего учитывались активные линки на сайт с других веб-площадок. Чем больше «вес» ссылающегося сайта и чем ближе его тематика к тематике «донора», тем больше такая ссылка влияла на тИЦ.
Аналогичная судьба ранее постигла и показатель SEO-оптимизации от Google. Проект назывался PageRank (PR) и тоже служил для оценки влиятельности веб-ресурсов по количеству входящих ссылок. Он отличался меньшим вниманием к схожести тематик сайтов и повышенным влиянием внутренней перелинковки на итоговое значение PR. Несостоятельность параметра в Google поняли еще раньше – последнее обновление PageRank произошло 6 декабря 2013 года, а сама компания официально о закрытии проекта объявила в апреле 2016.
Нет накруткам
Основными причинами закрытия PR, а затем и тИЦ стали успешные попытки вебмастеров манипулировать этими показателями, продавая и покупая ссылки с сайтов. «Яндекс», к примеру, регулярно вводил и обновлял алгоритмы, наказывающие веб-ресурсы за использование платных линков.
Представители поисковика также подчеркнули, что хотели приблизить алгоритм расчета индекса качества к тем формулам, которые влияют на позиции сайтов в результатах поиска.
Как введение ИКС повлияет на пользователей и вебмастеров? Так как никакого изменения алгоритмов ранжирования в поисковой выдаче не произошло, то индекс качества станет оценкой уровня популярности веб-ресурса и доверия посетителей к нему. По крайней мере, до тех пор, пока владельцы сайтов не научатся снова манипулировать этим показателем.