В России начался эксперимент по добровольной маркировке молочной продукции в системе «Честный знак». Производители уже подсчитали, что на развертывание системы придется потратить 25 млрд рублей. Минпромторг с оценкой не согласен.
Эксперимент завершится 29 февраля 2020 года. По его итогам Минпромторг и другие ведомства определят правила, порядок и дату введения маркировки молочной продукции в обязательном порядке.
Как считали
Подсчетами занимался национальный союз производителей молока – «Союзмолоко», в него входят «Молвест», «Эконива», PepsiCo, Danone и другие компании. Производители начнут тратить 20 млрд рублей ежегодно на оплату кодов Data Matrix, еще 5 млрд рублей понадобится на покупку и установку принтеров для печати штрих-кодов, сообщают «Ведомости». В «Союзмолоке» отметили, что на практике цифры могут оказаться выше.
В комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике называют еще более внушительную цифру: 36 млрд рублей ежегодно только на покупку кодов. Представитель комитета Сергей Лисовский заявил, что введение кодов приведет к росту цен на 15% и более. Общие затраты зависят от количества производственных линий на конкретном предприятии. По словам Лисовского, для каждой линии нужны аппликатор за 1,3 млн рублей, сканер за 210 тыс. рублей, а также автомат отбраковки и принтер – оба по 700 тыс. рублей. Итого – почти 3 млн рублей на одну производственную линию.
Поддержавшие и отказавшиеся
Оператор системы маркировки – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) – работает с 30 компаниями-производителями: Unilever, «Галактикой» и др. Они, как и другие игроки рынка, уже используют «Меркурий» – решение для электронной ветсертификации, введенное Россельхознадзором. «Меркурий» станет обязательным с 1 ноября. Через эту систему будут проходить питьевое молоко, йогурты, кефиры и т.д. Data Matrix хотели ввести как альтернативу «Меркурию».
PepsiCo и Danone отказались от добровольной маркировки. Компании сконцентрировались на интеграции «Меркурия». Крупный производитель «Галактика» заключил соглашение с ЦРПТ. Компания планировала объединить сразу три системы: «Честный знак», «Меркурий» и свою платформу «Проверь».
Альтернативное мнение
Замглавы ЦРПТ Реваз Юсупов заявил, что «Союзмолоко» в несколько раз завысило оценку. Объективные данные можно будет получить, только когда завершится исследование большей части площадок-производителей. «Вимм-билль-данн» (входит в PepsiCo) оценивал в 2,3 млрд рублей расходы на внедрение «Меркурия». Это затраты на интеграцию, оборудование складов, изменение логистики, транспортные средства и пр. В Россельхознадзоре заявляли, что новое ПО с поддержкой «Меркурия» обойдется в 2 млн рублей.
Глава ЦРПТ Михаил Дубин отмечал, что на подключение к «Честному знаку» рынок потратит 3 млрд рублей. Это расходы на внедрение маркировки в одной товарной категории. Зато маркировка позволит производителям снизить цены на продукцию на 10% за счет борьбы с контрафактом.
Дублировать нет смысла
Внедрение «Меркурия» – вопрос решенный. «Союзмолоко», как и многие производители за пределами объединения, считает, что вводить две системы прослеживаемости параллельно бессмысленно. Если использовать и «Меркурий», и коды Data Matrix, производителям придется повышать цены на продукцию.
ЦРПТ согласен с доводами «Союзмолока». По мнению представителей организации, системы стоит интегрировать друг с другом. Тогда затрат на дублирование операций не будет. Розница сможет пользоваться существующими решениями для маркировки, которые уже работают для лекарств, сиганет, шуб, обуви и др. В Минсельхозе подтвердили: специалисты прорабатывают возможность интеграции систем. Когда решение будет принято, в ведомстве не уточнили.