Правительство собирается продлить эксперимент по маркировке иностранной алкогольной продукции на территории России – законопроект уже прошел первое чтение. Изначально эксперимент должен был закончиться 31 мая этого года.
Почему эксперимент решили продлить. Условия продления
Законопроект предлагает продлить эксперимент по нанесению федеральных марок (ФСМ) на зарубежный алкоголь на территории России. Он был начат в 2021 году после вступления в силу ФЗ-125.
Срок продления – 2 года, до конца мая 2026 года.
Причины продления из пояснительной записки к законопроекту:
- Расширение территории проведения. За 2,5 года к эксперименту подключилось несколько регионов: Москва и область, Петербург и область, Татарстан, Краснодарский край, Брянская, Владимирская и Смоленская области. Изначально участвовала только Калининградская область.
- Санкционные риски. Из-за нынешней политической и экономической ситуации есть вероятность, что некоторые страны запретят маркировку экспортируемого алкоголя на их территории.
Исходя из этого авторы законопроекта предлагают не завершать эксперимент, а продолжить его, чтобы создать новые объекты инфраструктуры и новые маршруты перевозки. А главное, решить, возможно ли проводить маркировку импортной алкогольной продукции только на территории России и как это сделать.
В проекте не указано изменение каких-то условий: порядка маркировки, состава участников или товаров. А значит, все условия, кроме сроков проведения, остаются прежними.
Условия проведения эксперимента
Эксперимент начался 1 июня 2021 года в Калининградской области.
Его суть: импортный алкоголь в России начали маркировать еще в 2006 году. Но при этом сама маркировка проводилась либо в той стране, где он производится, либо на складах в странах Прибалтики перед ввозом в РФ. В рамках эксперимента маркировку перенесли на территорию России.
В 2022 году ФЗ-74 изменил условия эксперимента: его продлили на год, до 31 мая 2024 года (изначально срок был 31 мая 2023 года). А также убрали ограничение, что он проводится только на территории Калининградской области, и продлили срок нанесения ФСМ с 9 до 18 месяцев. К участию в проекте подключились Москва, Санкт-Петербург, Брянская, Владимирская, Ленинградская, Московская и Смоленская области, Краснодарский край и Республика Татарстан.
Сейчас на территориях регионов-участников эксперимента разрешена маркировка алкоголя после ввоза в Россию. ФСМ должны быть нанесены на продукцию, когда она помещена под процедуру таможенного склада, и не позднее 18 месяцев после ее получения импортером. Всего участвуют 16 складов на таможне, 13 складов для временного хранения и 97 компаний-импортеров.
Эксперимент распространяется на всю ввозимую алкогольную продукцию. Принять участие в нем могут все импортеры алкоголя.