После вступления закона в силу Роскомнадзор выберет организацию, которая будет контролировать посещаемость сайтов. Список веб-ресурсов, на которых будут проводиться замеры, определит правительство.
Основное положение
Законопроект разработал депутат Антон Горелкин. Документ предлагает поправки в законы «О средствах массовой информации» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Правовой акт развивает идею принятых в 2016 году изменений, которые обязали Роскомнадзор определить организацию, контролирующую размер аудитории телеканалов. Новый законопроект предусматривает, что РКН предстоит выбрать компанию, выполняющую аналогичные задачи в отношении посетителей сайтов.
О чем документ
Законопроект возлагает на Роскомнадзор несколько задач.
- Во-первых, ведомство должно составить реестр информационных ресурсов, для которых должна контролироваться аудитория. Чтобы исполнить это поручение, РКН необходимо создать комиссию: она сформирует данный перечень. Порядок ведения базы и условия доступа к ней определит правительство.
- Во-вторых, Роскомнадзор будет обязан определить уполномоченную организацию, осуществляющую контроль. Она выбирается на три года. В ее обязанности входит регулярный замер аудитории сайтов или приложений из реестра. При исполнении этой функции компании запрещено использовать полученные данные для любых других целей, кроме исследовательских, а также заниматься распространением рекламы.
Владелец информационного ресурса, который попал в список для отслеживания, обязан обеспечить уполномоченной организации возможность для проведения замера аудитории. Для этого необходимо установить на сайт специальную утилиту, к которой будет доступ у контролирующего органа.
Методику для проведения исследований и требования к программе для анализа посетителей определит Роскомнадзор. В задачи ведомства также войдет разработка процедуры установки и использования приложения, создание правил взаимодействия между уполномоченной организацией и владельцем информационной системы.
Цели закона
Необходимость в правовом акте, регулирующем замеры аудитории, возникла из-за других законодательных инициатив. В 2020 году вступил в действие закон, который обязывает социальные сети блокировать противоправную информацию. Под определением соцсети документ понимает любой сайт с ежедневной посещаемостью выше 500 тыс. пользователей из России.
Кроме того, сейчас Госдума рассматривает законопроект об обязательном открытии филиалов иностранных компаний в РФ. В нем также фигурирует размер аудитории – распространяться закон будет на организации, продуктами которых каждые сутки пользуются более 500 тыс. человек на территории России.