Реформа аудиторской деятельности откладывается: Госдума рассмотрит законопроект только осенью этого года. Правовой акт, который должен вступить в силу уже в начале 2018 года, заморожен Минфином.
Вся власть – Центробанку
Разговоры о скором изменении законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, идут еще с конца прошлого года, когда руководитель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков внес в Государственную Думу на рассмотрение соответствующий нормативный документ.
Главное в обновленной редакции закона – появление «общественно значимых» организаций. Этот статус получат компании четырех типов:
-
публичные предприятия, обязанные раскрывать свою финансовую отчетность;
-
кредитные и страховые учреждения, в том числе и банки;
-
компании, принимающие участие в торговле ценными бумагами;
-
госорганизации, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%.
Предполагается, что точный перечень фирм, которым позволят заниматься аудитом в компаниях из этого списка, будет формировать Центральный банк РФ. Минфин, похоже, не сильно заинтересован в том, чтобы отдать полный контроль над рынком аудиторов ЦБ.
Срыв сроков
Во время обсуждения поправок Центробанк был настроен весьма оптимистично относительно сроков вступления в силу основных положений закона.
«Мы исходим из того, что закон будет принят в 2017 году, и с 1 января 2018 года в значительной части вступит в силу», – не сомневалась Елена Курицына, директор департамента корпоративных отношений ЦБ РФ.
И первая часть ожиданий действительно оправдалась – законопроект приняла Госдума в первом чтении в декабре. Но вот дальше все пошло не по плану, и новые правила ведения аудиторской деятельности так и не вступили в силу. Дальнейшее рассмотрение изменений отложили на лето. Однако и тут все пошло наперекосяк.
Планы на будущее
Второе и третье чтение законопроекта об изменении аудиторской деятельности пройдут лишь осенью этого года. Известно, что именно Минфин инициировал приостановку принятия правового акта – учреждение хочет отдать Центробанку исключительно роль надзирателя за исполнением закона, а список аудиторов формировать самостоятельно.
Впрочем, в противовес этим словам есть мнение другого источника, близкого к Министерству финансов. Он утверждает, что никакого конфликта интересов между ведомствами нет, и решение о приостановке движения законопроекта было принято сообща.
Информация о конфликте интересов фактически повторяет позицию Минфина от ноября 2016 года, когда Антон Силуанов, глава ведомства, сообщил: «Мы считаем необходимым сделать одну саморегулируемую организацию, за которой будет больше надзора регулирующих органов на благо аудиторских организаций».
При этом год спустя Елена Курицына заявила, что Центробанк достиг договоренностей с Минфином по поводу разделения полномочий ведомств.
Необходимость доработок
Скорее всего, перенос чтений законопроекта на осень – все же обдуманное обоюдное решение финансовых регуляторов. Причиной могла стать поспешность внесения изначальных положений по изменению правового поля. Для аудиторского рынка они оказались неожиданными. Вероятно, изучив реакцию бизнеса и еще раз проанализировав проект, чиновники пришли к выводу о необходимости доработок.
С одной стороны, перенос дает организациям больше времени на подготовку к изменениям, если до этого они не принимали законопроект всерьез. Но вот тем компаниям, которые уже начали адаптироваться под требования первой редакции нормативного документа, не так комфортно – теперь снова непонятно, какие условия выдвинут регуляторы и была ли целесообразна подготовка.
Остается лишь гадать, чем же еще удивит реформа аудиторской деятельности, которая сейчас тенью преследует всех игроков рынка.