С января 2019 года иностранные ИТ-компании обязаны встать на учет в ФНС и самостоятельно платить НДС с проданных в интернете электронных услуг, таких, как продажа и поддержка программного обеспечения, доменные имена, хостинг, администрирование баз данных и т.д.
Иностранные ИТ-компании взывают к здравому смыслу
Речь идет о новом механизме взимания «налога на Google». С января 2019 года российские компании больше не смогут выступать налоговыми агентами, приобретая услуги у иностранных ИТ-компаний. Сейчас иностранные предприятия самостоятельно исчисляют и оплачивают НДС только в случае продажи электронных услуг физическим лицам.
Такие нововведения могут стать серьезным барьером для ведения бизнеса в России. Поэтому Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) предлагает сохранить действующий порядок работы с ФНС.
Новые условия заставят регистрироваться транснациональные группы даже для совершения единственной сделки. Как результат – увеличится административная нагрузка, а российские клиенты рискуют не получить налоговый вычет, если иностранная компания не встала на учет в ФНС.
Плюсы законопроекта
Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» вступил в силу 1 января 2017 года. Он уравнивает условия для работы российских и иностранных ИТ-компаний и стимулирует поступление дополнительных средств в госказну. За 2017 год такие крупные ИТ-компании как Google, Microsoft, Facebook, Apple перечислили в бюджет РФ более 9 млрд рублей НДС с электронных услуг и продуктов, проданных в России, а до сентября 2018 года – еще около 8 млрд рублей. Так, по состоянию на 1 октября, на налоговый учет в ФНС встали 162 иностранные компании.
В то же время новый закон не коснулся российских разработчиков, создавая благоприятные предпосылки для развития отечественных ИТ-компаний, что сделало их продукцию более доступной и более привлекательной.
Однако закон ведет к увеличению цен на все ИТ-продукты, выставляемые на иностранных площадках, т.к. НДС приходится платить дважды. Первый раз интернет-маркеты платят налог, продавая программу потребителю, а второй – за эту же программу, при перечислении средств разработчику проданного приложения.
Ожидание и реальность
Принимая данный законопроект, депутаты Госдумы планировали создать равные конкурентные условия для иностранных и отечественных компаний, но на практике любая зарубежная компания может предоставить любые показатели прибыли и их достоверность невозможно проверить.
Изначально НДС планировали собирать и с крупных отечественных представителей ИТ-сферы, таких как «Яндекс», Mail.ru Group, «ВКонтакте». Но, участвуя в голосовании, представители интернет-гигантов РФ обеспечили поддержку законопроекта только после исключения из текста российских компаний.
Вполне адекватной выглядит ситуация, когда на продающем сайте технологической корпорации, неадаптированном для пользователей из России, совершают покупки несколько физических лиц. В таком случае, компания не станет регистрироваться в ФНС. Работая же с юридическими лицами, никто не отказывается от заключения договора и регистрации в ФНС.
Предстоящие доработки
По словам главного аналитика Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карена Казаряна, в мировой практике есть подобные законы, например крупные ИТ-корпорации США платят НДС в Нидерландах, Люксембурге и Ирландии. Однако, ставки НДС в отличие от российских, минимальны. Аналогичные сборы действуют в Южной Корее и Японии и составляют не более 10% (в отличие от российских 15,25%). В ближайшее время ЕС планирует ввести единый налог на услуги американских ИТ-компаний.
Среди основных вопросов к российскому закону остается невозможность перечисления налоговых сборов, не открывая при этом счетов в РФ, контроль за предоставленной информацией о прибыли зарубежных ИТ-компаний и упрощение работы с физическими лицами.