Суды за репост – зло
Депутаты Алексей Журавлев и Сергей Шаргунов внесли Государственную Думу России законопроект, который должен откорректировать статью 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».Согласно ее содержимому, любые действия в социальных сетях, направленные на возбуждение ненависти или унижение достоинства человека, считаются уголовно наказуемыми. Это относится и к распространению подобного контента: иногда достаточно одного лайка, чтобы информация попала в ленты подписчиков, что в текущей редакции закона будет расценено как преступление.
Депутаты Журавлев и Шаргунов уверены, что сейчас правовая норма сформулирована слишком жестко и не охватывает весь спектр ситуаций. По мнению чиновников, под уголовную ответственность подпадают не только откровенные призывы к насилию, но и просто выраженные в грубой или экспрессивной форме спорные высказывания.
В измененном законопроекте предлагается убрать формулировку «с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет». Это должно исключить из сферы применения нормативного документа сайты и социальные сети. Кроме того, депутаты считают целесообразным заменить уголовное наказание за выражение ненависти на административное, предполагающее штраф до 20 тыс. рублей, обязательные работы до 100 часов или административный арест до 15 суток.
Доработки необходимы
Сергей Шаргунов вынашивал идею подобного изменения достаточно давно. Еще в начале июня во время прямой линии с Владимиром Путиным он поднимал проблему чрезмерной жесткости законодательства в отношении высказываний в интернете. Президент согласился с депутатом. «Не нужно доводить все до маразма и до абсурда», – прокомментировал Путин.Текущая редакция статьи 282 действительно вызывает вопросы. Главная ее проблема – отсутствие четкого определения термина «экстремизм». Нынешняя формулировка позволяет подвести под это понятие практически любую запись, сделанную в резкой форме.
Также закон демонстрирует непонимание принципов работы социальных сетей, где одна часть поста может быть всего лишь дополнением другой. Показателен случай активиста Дмитрия Семенова, который был осужден за то, что разместил на своей странице слоган «Православие или смерть». Проблема в том, что фраза была изображена на футболке депутата Госдумы Виталия Милонова, а сам активист в описании поста указал о своем негативном отношении к подобному утверждению.
Случай не единичный. Воспитательница Евгения Чудновец была приговорена к пяти месяцам лишения свободы за распространение детской порнографии. Тут, конечно, речь идет о статье 242 и ситуация сложнее – причиной обвинения стала публикация видеоролика, где совершалось насилие над ребенком. Но сама Чудновец в описании к публикации заявляла, что осуждает подобные действия.
Оба случая отчетливо указывают на то, что закон в своем текущем виде не работает как должен и требует изменений, потому что ситуации не просто спорные, а откровенно абсурдные и не должны приводить к наказанию.
Верховный суд против
Изучив суть предложений, Верховный суд пришел к выводу, что законопроект противоречив и нуждается в доработке. По мнению ведомства, нововведения приведут к тому, что факты экстремизма станут фактически ненаказуемыми. Необходим взвешенный подход к внесению подобных изменений.Новая редакция статьи 282 смягчает все виды ответственности за призывы к насилию, даже в том случае, если они выражены в явной форме. Депутатам необходимо найти компромиссное решение по ключевым формулировкам нормативного документа, которые позволили бы избавиться от случаев ложного обвинения за высказывание собственного мнения, снизить ответственность за «легкие» формы правонарушений, а распространителей опасного экстремистского контента наказывать по всей строгости закона.
Стоит отметить, что в нынешней ситуации шанс принятия законопроекта достаточно велик.