Федеральная налоговая служба дала разъяснения, нужно ли менять машиночитаемую доверенность после смены руководителя компании, как проверить полномочия представителя организации в МЧД и внести изменения после направления доверенности в налоговый орган.
Что делать с МЧД, если сменился руководитель
ФНС рассказала, что законом определен список причин, которые прекращают действие МЧД:
- отказ лица, которому выдана доверенность, от полномочий;
- отмена доверенности лицом, выдавшим ее, в аналогичной или нотариальной форме;
- компания, которая выдала или получила МЧД, прекратила деятельность, в том числе из-за разделения, слияния или присоединения к другому юрлицу;
- гражданин, выдавший или получивший доверенность, умер, признан недееспособным или безвестно отсутствующим;
- в отношении лица начата процедура банкротства, не позволяющая самостоятельно выдавать доверенности.
Смена руководителя организации не включена в этот перечень, поэтому выданная ранее МЧД не прекращает свое действие. Соответственно, замена доверенности не требуется.
Однако новый директор вправе отозвать документ. Для этого ему нужно направить заявление в систему, где хранится МЧД, и оформить новую доверенность, используя квалифицированную электронную подпись руководителя организации.
Как проверить полномочия в МЧД
Также в ФНС разъяснили, как проверить коды полномочий представителя налогоплательщика, указанные в машиночитаемой доверенности.
Согласно справочнику на сайте налоговой службы, статус представителя определяется тремя кодами:
- «03» – имеет право получать документы в налоговом органе;
- «21» – может подписывать документы и информацию;
- «22» – вправе представлять документы и информацию.
ФНС напоминает, что с 1 марта 2024 года представители организаций и ИП должны отправлять декларации в электронной форме только на основании электронной доверенности.
Как изменить отправленную МЧД
ФНС рассказала, как внести изменения в МЧД представителя компании или ИП, если доверенность уже направлена в налоговый орган. Для этого следует:
- отозвать МЧД, отправив в налоговую заявление, подписанное электронной подписью руководителя;
Сформировать заявление об отмене доверенности можно в информационной системе, где она хранится. Если доверитель сделает это в другой системе, то он сам или через оператора ЭДО отправляет заявление в информационную систему хранения доверенности. Форма и формат заявления устанавливаются оператором информационной системы.
Если доверенность хранится на портале госуслуг, то для ее отмены можно передать заявление в личном кабинете ЕПГУ доверителя. На платформе «Реестр МЧД» сформировать заявление можно через сервис «Создание заявления на отмену доверенности».
- оформить новую доверенность, указав в ней необходимые полномочия, и подписать ее КЭП руководителя;
- направить новую МЧД в налоговую службу.