На портале подготовки нормативно-правовых актов опубликован проект утверждения порядка функционирования, согласно которому с 1 июля 2021 года национальная система прослеживаемости товаров вступит в работу. Создание и дальнейшее сопровождение системы возложено на ФНС России.
Законодательная база для работы системы прослеживаемости
Министерство финансов Российской Федерации разработало проект постановления правительства о работе национальной системы прослеживаемости товаров – механизма контроля за движением продукции с момента ее ввоза на территорию РФ или производства до реализации конечному потребителю.
Национальная система прослеживаемости – это информационная система государства-члена Евразийского экономического союза. Система обеспечивает сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и об операциях, связанных с оборотом этих товаров.
В соответствии с федеральным законом от 09.11.2020 № 371 национальная система прослеживаемости вступает в силу 1 июля 2021 года.
Что содержит постановление
Участие в системе прослеживаемости потребуется от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Для них в документе детально прописаны инструкции, как будет работать:
- сбор, учет, хранение и обработка сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров, контроль за операциями с товарами;
- уведомления о ввозе, остатках и о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости;
- представление отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документах, содержащих реквизиты прослеживаемости.
Также в постановлении содержатся указания:
- Операторам электронного документооборота с 1 января 2023 г. передавать налоговым органам реквизиты прослеживаемости счета-фактуры, а также универсальных передаточных и корректировочных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
- ФНС передать в срок не позднее 1 июля 2021 г. формы, форматы, порядки заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости. Также не позднее 1 декабря 2022 г. утвердить порядок представления операторами электронного документооборота реквизитов прослеживаемости у счет-фактур (включая корректировочные), УПД и УКД.
- Федеральной таможенной службе в трехмесячный срок со дня вступления в силу постановления утвердить порядок присвоения регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости.
Принципы работы системы прослеживаемости
Принципиальным в новой системе является документарный подход к прослеживаемости – через документы без нанесения на товар контрольно-идентификационных знаков. Новая система, в отличие от маркировки, будет отслеживать не каждую единицу товара, а товарные партии, и не потребует от бизнеса изменения складской логистики.
Товарам, подлежащим прослеживаемости, присваивается регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (РНПТ). Далее при приеме для каждого товара регистрируется РНПТ, который формируется из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара в декларации. При реализации товара соответствующий РНПТ должен быть включен участниками оборота товаров в счет-фактуру или в документ об отгрузке товаров.
Документы, содержащие товары с РНТП, нужно составлять в электронной форме. Также участники оборота будут обязаны предоставлять ежеквартальный отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
В пилотном режиме система прослеживаемости начала работать еще с июля 2019 года. Принять участие в эксперименте предприниматели могли добровольно, единственным ограничением был узкий перечень прослеживаемых товаров, куда вошли холодильники, стиральные машины, электронные интегральные схемы и некоторые другие виды.
В настоящее время эксперимент по прослеживаемости продлен до 30 июня 2021 года. Уже сейчас через сервис налоговой службы можно проверить регистрационный номер партии (РНПТ), а также статус обработки уведомления о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости в государства ЕвраЭС.