Руководитель Минпромторга предложил начать маркировать пиво и распространить маркировку в дальнейшем на другие виды алкоголя.
В рамках какого мероприятия подняли вопрос
Президент России В. В. Путин 9 сентября 2020 года провел совещание с руководителями министерств по вопросу внедрения маркировки товаров. В рамках данной встречи помимо прочих вопросов руководитель Минпромторга Денис Мантуров отчитался о текущей ситуации с маркировкой. В своей речи он отметил эксперимент по маркировке упакованной воды, который начался 1 апреля этого года (об эксперименте мы сообщали ранее).
Кроме описания истории внедрения маркировки и текущего положения дел, министр озвучил планы по дальнейшему расширению охвата маркировкой новых товарных сегментов.
Что маркируется и что будет маркироваться
Как отметил в своем выступлении Денис Мантуров, активное продвижение маркировки началось в 2016 году. На текущий момент обязательны для маркировки изделия из меха, сигареты, обувная продукция и лекарственные препараты. В этом году на очереди начало маркировки шин и покрышек, фотоаппаратов и вспышек, а также парфюмерия. Товары легкой промышленности и упакованная молочная продукция готовится к маркировке в следующем году.
Помимо данных товаров от министра прозвучало предложение начать маркировать алкоголь. Начать маркировку предполагают с пива, а затем распространить на остальную алкогольную продукцию.
Как маркируется алкоголь сейчас
На сегодняшний день алкоголь уже маркируется, а маркировка отражается в системе ЕГАИС (Единая Государственная Информационная система). Данная система была разработана еще в 2005 году, стала активно внедряться в 2016 году. К системе маркировки «Честный знак» ЕГАИС не имеет никакого отношения, это отдельная система.
С 1 июля 2018 года на марках, предназначенных для использования в ЕГАИС стали размещаться коды формата DataMatrix. Коды такого вида нужны для персонализации каждой марки, так называемого «помарочного учета», позволяющего учитывать отдельное движение каждой марки на алкогольной продукции от нанесения на производстве до продажи в рознице.
Введение маркировки для алкогольной продукции
В целом учет в ЕГАИС в текущем виде уже является маркировкой, но только для крепкого алкоголя, для которого учет ведется по акцизным маркам с нанесенным кодом. По пиву и напиткам на его основе (сидр, пуаре, медовуха и т.п.) учет в ЕГАИС ведется по полученным партиям и журналу учета продаж. То есть без нанесений на продукцию кодов маркировки и их считывания при продаже.
С 1 июля 2019 года в ЦРПТ (единый оператор маркировки с брендом «Честный знак») начались работы по исследованию возможностей маркировки пива. Разрабатывается проект по проведению эксперимента маркировки, уточняются детали этапов его проведения. Официально документ о проведении эксперимента не опубликован, поэтому все работы идут на базе добровольного пилотного проекта в Московской Пивоваренной Компании.
Судя по сообщению Дениса Мантурова на самом высоком уровне, в ближайшее время стоит ожидать появления официального документа о проведении эксперимента по маркировке пива. Пока остается вопросом, как маркировка от ЦРПТ будет соседствовать с учетом в ЕГАИС.
Совещание с членами правительства о развитии системы маркировки товаров
Мы подобрали актуальные программные продукты для адаптации оборудования и учетных систем на платформе 1С к очередной волне маркировки.