Справку о заработке по форме 182н отменили с 1 января 2023 года. Но в Роструде заявили, что в настоящий момент работодатели должны продолжить их выдавать.
Для чего была нужна справка 182н и почему ее отменили
Справка о заработке по форме 182н выдается сотруднику при увольнении. В ней содержатся сведения:
- о всех денежных начислениях за 2 года работы, с которых перечислялись средства в ПФР и ФСС;
- о количестве дней на больничном или в декретном отпуске.
До 2023 года справка 182н относилась к обязательным документам: она передавалась сотрудником следующему работодателю. С ее помощью можно было рассчитать размер пособия за первые 3 дня болезни (эту часть больничного оплачивает организация).
С начала 2023 года работодатели могут не выдавать справку 182н. Об этом говорится в Приказе Минтруда от 19 октября 2022 г. № 677н. Вместо нее новообразованный СФР должен получать сведения напрямую от налоговой, налоговая же получает информацию от работодателя. Если новому работодателю нужны сведения о заработке, он просто запрашивает их у Социального фонда.
В каких случаях работодатель должен выдать справку о заработке
Роструд разъяснил, что по запросу работника компания по-прежнему должна выдать справку 182н. Причина такого решения: справки убрали из числа необходимых документов при увольнении, но никто не снимал с работодателя обязанности выдавать ее по запросу сотрудника (ч. 1 ст. 62 Трудового кодекса).
С практической стороны, справки могут быть нужны работникам еще на протяжении всего 2023 года: отменяя этот документ, не учли один важный нюанс – откуда СФР взять сведения до 2023 года? У Фонда их просто нет.
Таким образом, работодателям рекомендуется выдавать справку о заработке 182н в том случае, если сотрудник потребовал ее сделать. Справку нужно оформлять с обязательным указанием всех нужных сведений: суммы всех выплат и периоды временной нетрудоспособности за 2 предыдущих года.
Какие документы остались обязательными к выдаче при увольнении
С 2023 года упразднили только справку 182н. Напоминаем, какие документы обязательны:
- бумажная трудовая книжка или сведения по форме СТД-Р;
- выписка из раздела 3 РСВ за квартал, в котором уволился сотрудник;
- подразделы 1.2 и 2 отчета по новой форме ЕФС-1 (с 2023 г.);
- выписка из персонифицированных сведений о физлицах (тоже новый отчет, с 2023 г.);
- расчетный лист.
Это список основных документов, которые выдаются в любом случае и при увольнении по любой причине.
Также сотрудник имеет право запросить в бумажном виде:
- Приказы о приеме на работу, премировании, переводе, увольнении и прочие кадровые приказы, касающиеся бывшего сотрудника;
- Справку о среднем заработке для обращения в Службу занятости населения;
- Справку о доходах 2-НДФЛ;
- И отмененную справку 182н (до получения новых разъяснений по этому поводу).