Если правительство и «Почта России» успеют подготовить законодательную базу, эксперимент с почтовой доставкой алкоголя пройдет в 2021 году: Доставка будет осуществляться или через постаматы, или до дома с доплатой. Разбираемся, зачем нужна такая инициатива.
На основании чего разрабатывается проект
Президент поручил «Почте России» совместно с правительством разработать проект доставки российского вина покупателям.
«Почта России» участие в проекте подтвердила, указав его в презентации «Доставка российского вина напрямую покупателям — d2c-торговля».
«Почта» рассматривается в качестве оператора из-за развитой инфраструктуры: автоматических пунктов выдачи (постаматов), отделений и курьеров.
Рабочая группа уточняет технические вопросы по реализации доставки.
Чем полезен эксперимент
«Почта», как оператор алкогольной доставки, расширит сферу предлагаемых услуг и увеличит выручку. На этапе проекта оборот «Почты» оценивается в 100 млрд рублей.
По итогам 2020 года выручка почты составила чуть больше 200 миллиардов рублей, сообщает «Коммерсант». Таким образом выручка от доставки вина может удвоить общую сумму выручки почты.
Вот еще несколько возможных плюсов:
- увеличение рентабельности почтовых отделений, которые будут участвовать в доставке.
- перспективы развития собственной инфраструктуры по доставке товаров (распределительные центры, постаматы и т.п.)
Российские производители вина тоже получат очевидную выгоду. Участие в проекте позволит:
- расширить географию продаж;
- снизить розничную цену на продукцию, увеличить ее конкурентоспособность;
- увеличить прибыль, ведь даже при уменьшении розничной цены доля цены производителя может увеличиваться из-за изменения структуры ценообразования. Ниже наценка – выше цена поставщика.
- продавать даже мелкие партии товара, которые нерентабельно продавать через магазины.
- снизить издержки при продаже и выйти напрямую на покупателя.
Как будет происходить продажа
Вот как будет выглядеть процесс покупки вина с почтовой доставкой:
- покупатель выбирает продукцию на сайте;
- вносит предоплату в размере полной суммы заказа;
- товар направляется в постамат из ближайшего почтового «dark store» (центр хранения и сбора товаров под заказ).
- возможно доставка «до двери» получателя за доплату (правда, для такого варианта необходимо изменить законодательство).
Примером сайта заказов вина почта указывает vino.ru, который принадлежит крупнейшему производителю вин «Абрау Дюрсо».
Какие изменения нужны в законодательстве
Дистанционную торговлю алкогольными напитками ограничили еще с 2007 года. В октябре 2019 году Минфин подготовил законопроект о разрешении такого рода торговли, но в сентябре 2020 года признал его неактуальным. Минпромторг в октябре прошлого года также заявил, что не готов разрешить торговлю алкоголем через интернет. Поэтому для торговли вином через интернет и доставки покупок почтой необходимы изменения в два закона:
- Закон 171-ФЗ в редакции на 30.04.2021 «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
- Закон № 2124-1 «О СМИ» с изменениями и дополнениями на 01.01.2021 г.
Что нужно для эксперимента
Тестировать систему доставки российского вина начнут в Московской области и Мордовии, с июня по декабрь 2021 года. Для начала эксперимента почте потребуется получить лицензии по розничной торговле алкоголем для сотни своих отделений в данных регионах. Кроме того необходима лицензия оптового реализатора алкоголя для распределительного центра «Внуково». Сейчас у почты есть несколько лицензий на розничную торговлю только в Липецкой и Пензенской областях. Также почте понадобится учет вина в системе ЕГАИС и при продаже отправлять чек через онлайн-кассу.