Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ), входящий в структуру Роскомнадзора, поднял вопрос о хранении информации, распространяемой во внутриигровых сообществах.
Игроки под контролем
ГРЧЦ представил отчет, в котором сообщил, что «закон Яровой», обязывающий операторов хранить пользовательскую информацию, должен распространяться на игровые платформы и пересылаемые с их помощью данные. Также владельцы таких сервисов обязаны хранить на территории России лог-файлы о передаче пользователями текстовых сообщений и изображений, а также сведения об игроках и цифровом содержимом, которым они обмениваются между собой.
Кроме того, ГРЧЦ настаивает, что властям необходимо законодательно регулировать правовой статус внутриигровой валюты, лутбоксов (виртуальных контейнеров со случайным содержимым, приобретаемых за реальные деньги), стриминговых сервисов и пожертвований от пользователей. Подобные действия могут нести экономические риски, например, способствовать отмыванию денег, уверены в радиочастотном центре. В ведомстве отметили, что аналогичное регулирование происходит в Южной Корее и Китае.
Представитель Роскомнадзора отметил, что ведомство поддерживает инициативу ГРЧЦ, однако выносимые на обсуждение вопросы требуют более широкого списка участвующих сторон, среди которых должны быть законодатели, правоприменители и работники игровой индустрии.
Мнение экспертов
Продюсер игровой студии Pixonic Максим Фомичев отмечает, что интерес государства к видеоиграм сильно возрос во время пандемии, когда они фактически стали еще одним инструментом для онлайн-общения. В качестве примера эксперт приводит быстрый запрет Animal Crossing в Китае за политические высказывания игроков. Фомичев сомневается, что разработчики игр будут соблюдать требование о хранении данных в России, если это будет затратно. Продюсер уверен, что игровым студиям будет легче просто отключить возможность общения.
Такого же мнения придерживается основатель Loudplay Виталий Стародубов. Он напоминает, что провайдеры оценили стоимость исполнения «закона Яровой» в несколько десятков миллиардов рублей.
Генеральный директор Института исследований интернета Карен Казарян считает, что хранение данных об игроках и их переписках не поможет исполнить главную задачу идеи РКН. В отличие от мессенджеров и социальных сетей, где пользователи зарегистрированы при помощи своего телефона, в играх средства идентификации автора сообщения практически полностью отсутствуют.