Начало эксперимента по маркировке не означает, что данную категорию товаров необходимо маркировать уже сейчас. Но это свидетельствует о том, что после окончания пилота обязательная маркировка будет введена, и готовиться к этому лучше заранее.
Что известно о пилотном проекте по маркировке соков и безалкогольных напитков
Постановление Правительства России, на основании которого будет проводиться эксперимент, на момент публикации данного материала находится в статусе проекта. Однако в пресс-службе ЦРПТ подтвердили, что даты проведения эксперимента в силе, и рабочие группы, в которые вошли крупнейшие производители и дистрибьюторы данной товарной группы, уже созданы. В таких случаях постановление о начале эксперимента может быть опубликовано уже постфактум.
Экспериментальный этап маркировки соков и безалкогольных напитков продлится с 1 июня по 31 августа 2023 года.
Напомним, что еще в 2022 году на портале законодательных инициатив было размещено два проекта постановления – первый, регулирующий маркировку соков и морсов и второй для прочих безалкогольных напитков.
Однако со временем оба документа объединили в один. В последней актуальной версии проекта Постановления сказано, что участвовать в эксперименте по маркировке безалкогольных напитков и соков будут:
- федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на обеспечение проведения эксперимента;
- участники оборота безалкогольных напитков;
- оператор информационной системы;
- операторы электронного документооборота;
- операторы фискальных данных.
Для участников оборота безалкогольных напитков, операторов электронного документооборота и операторов фискальных данных участие в эксперименте будет добровольным.
Также в документе приводится перечень товарных позиций, которые будут подлежать маркировке в рамках эксперимента:
Код ТН ВЭД ЕАЭС |
Наименование товарной позиции по ТН ВЭД ЕАЭС |
---|---|
2202 10 000 0 |
Воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих вкусо-ароматических веществ |
2202 99 110 0 |
Напитки на основе сои с содержанием белка 2,8 мас.% или более |
2202 99 150 0 |
Напитки на основе сои с содержанием белка менее 2,8 мас.%; напитки на основе орехов группы 08, злаков группы 10 или семян группы 12 |
2202 99 180 0 |
Прочие безалкогольные напитки, содержащие добавки сахара или других подслащивающих вкусо-ароматических веществ, |
1901 90 190 0 2101 12 920 1 2106 90 980 8 |
Растворимые напитки, содержащие добавки сахара или других подслащивающих вкусо-ароматических веществ |
2202 10 000 0 2206 00 590 1 2206 00 890 1 |
Квасы |
2009 (кроме 2009 11) |
Соки фруктовые или ореховые и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ |
2007 91 300 0 2007 91 900 0 2007 99 500 1 2007 99 970 1 2008 |
Компоты фруктовые и ягодные, морсы |
Следует сказать, что дополнительным драйвером введения обязательной маркировки для новой товарной группы может быть еще акциз, который введен с 1 июля 2023 года для сладких безалкогольных напитков, упакованных в потребительскую тару.
Законодатели решили обложить дополнительным налоговым сбором в размере 7 рублей на литр на все напитки, в которых содержится более 5 граммов углеводов на 100 миллилитров. Обязательная маркировка в данном случае позволит усилить контроль за оборотом такой продукции, и обеспечить высокую собираемость нового акциза.
К чему и когда начинать готовится тем, кто производит или продает безалкогольные напитки
Фирма «1С» будет поддерживать новые требования к маркировке. Уже сейчас 1С:Бухгалтерия, начиная с релиза 3.0.131, содержит необходимую функциональность для обязательной маркировки соковой продукции. Пока разработчики ссылаются на предыдущие версии нормативных документов, которые, скорее всего, по мере актуализации нормативной базы, будут обновлены.
Маркировка соковой продукции в 1С:Бухгалтерии 3.0.131. Источник: its.1c.ru
Экспериментальный этап по маркировке соков и безалкогольных напитков должен завершиться 31 августа 2023 года. Это означает, что у тех, кого могут затрагивать новые правила, есть чуть более трех месяцев на то, чтобы подготовится и обеспечить выполнение требований регулятора.
Пульс маркировки. Сейчас с системой «Честный знак» работает более полумиллиона компаний. Источник: честныйзнак.рф
Отметим, что внедрение обязательной маркировки для товаров массового потребления, как правило, проходит поэтапно: сначала для производителей и дистрибуторов, и уже потом для розничных продавцов. Как именно будет вводиться обязательная маркировка для новой товарной группы, станет понятно после завершения эксперимента и подведения его итогов.