Представители G20 недовольны, что крупные технологические гиганты вроде Facebook, Google или Amazon используют лазейки в законодательстве для снижения налогов. Компании регистрируют прибыль в странах с низкой процентной ставкой. Из-за этого снижаются выплаты в стране, в чьей юрисдикции действует организация.
Никаких льгот
Страны-участницы G20 увеличат налоги для больших ИТ-компаний и заставят платить сборы по месту получения прибыли, а не расположения головного офиса. Изменения затронут страны, в бюджете которых значительную долю занимает доход от представительств иностранных организаций (Ирландия, Люксембург). Им станет сложнее привлекать инвестиции от технологических лидеров с помощью низкого уровня налогов.
«Нам нужно разобраться с техническими аспектами того, как мы будем воплощать эти правила в жизнь», – прокомментировал решение группы министр финансов США Стивен Мнучин.
Окончательное одобрение программа должна получить к 2020 году. Представители «большой двадцатки» намерены провести еще несколько обсуждений правил, чтобы учесть все нюансы.
Попытка номер два
Ранее с аналогичной инициативой выступали представители стран Евросоюза. Правила предполагали введение 3%-ного налога для транснациональных высокотехнологичных компаний с 2020 года. Договориться европейские министры финансов не смогли.
За закон выступали Франция и Германия. «Против» высказались Дания, Ирландия и Швеция. Испания и Великобритания введут налог самостоятельно, не дожидаясь решения других представителей. Позже с аналогичным заявлением выступил и министр финансов Италии.
Последствия для России
В России несколько особых экономических зон (ОЭЗ), резиденты которых получают льготы по налогообложению: Сколково, Республика Татарстан, Калининградская область, Республика Крым и Ульяновская область. Первые несколько лет к зарегистрированным там ИТ-компаниям применяют налоговую ставку в 0%.
Однако большинство ОЭЗ ориентированы на развитие высокотехнологичного бизнеса в регионе и в России в целом. Иностранным компаниям сложно получить льготы из-за санкций и необходимости регистрировать российское юридическое лицо.