С 1 июля руководители организаций, ИП и нотариусы могут получить электронную подпись бесплатно и только в ФНС или у доверенных партнеров налоговой. Сотрудникам компаний и физическим лицам электронную подпись будут выдавать аккредитованные по новым правилам коммерческие удостоверяющие центры.
Поэтапные изменения
Изменения в закон N 63-ФЗ от 06.04.2011 приняты в конце 2019 года и начинают действовать поэтапно.
В первую очередь, с 1 января 2021 года вступило в силу постановление о создании правительственной комиссии по аккредитации удостоверяющих центров (АУЦ) в соответствии с новыми правилами.
Теперь, с 1 июля вступило в силу еще одно изменение: центры, которые не прошли новую аккредитацию, больше не могут выдавать ЭЦП физическим и юридическим лицам, а юрлица, ИП и нотариусы могут обратиться за ЭЦП в ФНС или к доверенным центрам ФНС. Таким образом, до 1 января 2022 года организации могут на выбор получить цифровую подпись в ФНС бесплатно на срок 15 месяцев, либо получить ее платно в АУЦ со сроком действия до конца 2021 года.
Если центр не прошел новую аккредитацию, выданные им до 1 июля юридическим и физическим лицам ЭЦП можно использовать до конца срока их действия, но не позднее 1 января 2022 года. Если УЦ прошел аккредитацию, то электронная подпись физического лица будет действительна и после 1 января 2022 года, если ее срок еще не истек.
И, наконец, с 1 января 2022 года все, ранее выданные не по новым правилам подписи становятся недействительными.
Как получить новую ЭЦП
Для получения новой подписи впервые в налоговую службу руководителю предприятия, предпринимателю и нотариусу придется явиться лично. Нотариальные доверенности приниматься не будут. Эта мера нужна для удостоверения личности руководителей организаций. При повторном получении подписи удостоверить личность можно дистанционно: действующей электронной подписью или биометрическими данными.
Документы для оформления подписи:
- Заявление на выпуск КЭП;
- Паспорт;
- СНИЛС.
Также понадобится защищенный носитель информации, который сертифицирован согласно приказу ФНС № ВД-7-24/982@. от 30.12.2020.
КЭП выдаются в территориальных налоговых органах. Записаться на прием можно онлайн. Также на сайте ФНС опубликован список отделений, где выдают электронные подписи.
Как работать с подписью по новым правилам
Электронную цифровую подпись руководителя предприятия или предпринимателя нельзя копировать и устанавливать на несколько рабочих мест. Поэтому сотрудникам, работающим с тендерами или подписывающим документы от имени компании, нужно получить свою электронную подпись и электронную доверенность. Как будет выглядеть и работать электронная доверенность пока не известно.
Подписывать рабочие документы сотрудники будут электронной подписью физического лица, в которой указаны только данные по физлицу, и отсутствует информация, в какой организации сотрудник работает. По этой причине для подписания документов от имени компании ответственным лицам и понадобится электронная доверенность.
Изменения коснутся также финансовых и государственных организаций. Для них сертификаты руководителям со следующего года станет выдавать Центробанк (финансовые) и Казначейство (государственные).