Члены правительственной комиссии по законопроектной деятельности утвердили и внесли в Госдуму пакет документов о внедрении электронных трудовых книжек. В пакет документов вошло несколько законопроектов: расскажем о каждом из них и электронных трудовых в целом.
«Оцифрованный сотрудник»
Разработкой законопроектов занималось Министерство труда и соцзащиты в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Авторы первого законопроекта предлагают внести качественные изменения в те пункты Трудового кодекса, где прописан механизм формирования данных о трудовой деятельности гражданина. С 2021 года вся информация об этом будет формироваться только в электронном виде.
До конца 2020 года работники могут подать заявление о сохранение бумажной трудовой. В этом случае работодатель обязан вести документооборот о трудовой деятельности сотрудника как в электронном, так и в бумажном форматах. Законопроект утверждает механизм возмещения ущерба гражданину, если работодатель указал в электронной книжке неверные данные о нем или задержал срок ее оформления.
Второй законопроект с 1 января 2020 года обяжет работодателей передавать в ПФР сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц. Для этого в индивидуальном лицевом счете сотрудника появится новый раздел – «Сведения о трудовой деятельности». В него войдет информация о месте работы, периодах работы, должности сотрудника, его профессии и переводе на другую работу.
Если закон примут, новые данные в ПФР нужно подавать с 1 января 2020 года не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Несвоевременная подача данных или неполная информация грозят работодателю административной ответственностью.
Третий законопроект предлагает закрепить ответственность работодателей и должностных лиц в КоАП. Ответственность – в виде предупреждения за неоднократное нарушение сроков представления необходимых сведений либо представление неполных или недостоверных сведений.
В чем преимущества электронной книжки
У хранения данных о трудовом стаже в электронной форме есть несколько преимуществ:
- вся информация о трудовой деятельности хранится в специальной системе, что сократит время и прочие затраты на получение нужных данных. В электронном формате будет вестись весь документооборот, связанный с приемом и увольнением сотрудника, а также с учетом его трудового стажа;
- работодатель сможет в режиме реального времени передавать данные в Пенсионный фонд и другие органы;
- появится возможность для официального трудоустройства дистанционных сотрудников.
В пресс-службе кабмина подчеркнули, что с помощью электронной системы учета трудовых отношений снизятся операционные издержки для самих граждан и их работодателей, так как отпадет необходимость ведения бумажной работы. Например, введение цифровых трудовых книжек для трех млн граждан позволит сэкономить 500 млн рублей.
В реализации проекта по переходу на новый формат учета отношений поучаствуют 60 млн россиян и 8 млн предприятий. Затраты на проект из федерального бюджета не планируются.