Все о налоговом мониторинге: кому стоит на него перейти и как в этом поможет 1С

Все о налоговом мониторинге: кому стоит на него перейти и как в этом поможет 1С
вчера в 10:00
317

Налоговый мониторинг – отличная возможность обеспечить корректное и прозрачное налогообложение и сократить количество проверок. Расскажем, что это за режим, как на него перейти, кому он полезен и какие подходящие программы может предложить 1С.

 

 

  1. Определение и цели налогового мониторинга
  2. Преимущества для организаций
  3. Кто может перейти на налоговый мониторинг
  4. Подключение к налоговому мониторингу
  5. Процедура налогового мониторинга
  6. Продление налогового мониторинга
  7. Что предлагает 1С
  8. Реализация налогового мониторинга в 1С

Определение и цели налогового мониторинга

Налоговый мониторинг (НМ) – это современная форма взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами, основанная на прозрачности и открытости. Обмен данными между организацией и ФНС происходит в онлайн-режиме.

Основная цель налогового мониторинга – обеспечить своевременное и корректное налогообложение, снизить количество традиционных офлайн-проверок и повысить доверие между бизнесом и государством. Владельцы компаний смогут сосредоточиться на развитии своего дела и уменьшить административную нагрузку.

Представьте: раньше налоговики регулярно приходили в офис, требовали стопки документов, задавали вопросы, сверяли цифры – это долго, неудобно, нарушает рабочий ритм и мешает людям. С налоговым мониторингом ФНС видит вашу отчетность онлайн и может задать вопросы в электронном виде – и получить от вас оперативный ответ.

Немного истории

В декабре 2012 года пилотный проект налогового мониторинга стартовал в России. Он оказался удачным, поэтому новый режим решили сделать доступным для крупных, а теперь и средних компаний.

В Налоговом Кодексе понятие «налоговый мониторинг» появилось в 2015 году (федеральный закон № 348-ФЗ). Новая система постепенно набирает обороты: в 2025 году ожидается, что количество компаний с новым режимом достигнет 746; в 2024 году их было 560.

Преимущества для организаций

В ФНС пояснили, что главной причиной роста популярности налогового мониторинга является снижение временных и финансовых издержек.

Плюсы налогового мониторинга:

  • Снижение налоговых рисков: компании своевременно выявляют и устраняют ошибки в налоговой отчетности, минимизируя риск штрафов и санкций.
  • Упрощение взаимодействия с налоговыми органами: организации оперативно решают вопросы, связанные с налогообложением, без траты времени на длительные проверки.
  • Повышение доверия: прозрачность и открытость в отношениях с налоговыми органами укрепляют репутацию компании как добросовестного налогоплательщика.
  • Оперативная поддержка: компании могут рассчитывать на квалифицированную помощь и консультации со стороны налоговых органов в ходе мониторинга.
  • Отсутствие налоговых проверок: на период проведения мониторинга камеральные и выездные проверки не проводятся, за некоторыми исключениями. 

Кто может перейти на налоговый мониторинг

Есть ряд показателей, которым необходимо соответствовать, если вы хотите перевести свой бизнес на этот режим. С 2025 года эти критерии скорректировали так, чтобы больше компаний имели возможность присоединиться.

Критерии соответствия:

  • общая сумма уплаченных за год налогов от 80 млн рублей;
  • выручка и стоимость чистых активов – более 800 млн рублей.

Организации, которые не подходят по критериям, но имеют право на НМ

На законодательном уровне (ст. 105.26 НК РФ) закреплено четыре типа организаций, которые могут вступить в налоговый мониторинг без соблюдения пороговых критериев:

  • организации – участники консолидированной группы налогоплательщиков;
  • организации – участники соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК);
  • организации – действующие участники налогового мониторинга;
  • организации – участники промышленного кластера, соответствующего требованиям (постановление правительства РФ от 31.07.2015 № 779).

Для участников СЗПК налоговый мониторинг обязателен (федеральный закон № 226-ФЗ). Перейти на новый режим им следует в течение трех лет с даты заключения соглашения.

Также рассматривается возможность участвовать в налоговом мониторинге для организаций (без учета обязательных критериев), получивших статус:

  • резидента территории опережающего развития (ТОР) (закон № 473-ФЗ);
  • резидента свободного порта Владивосток (СПВ) (закон № 212-ФЗ);
  • резидента Арктической зоны РФ (АЗРФ) (закон № 193-ФЗ);
  • резидента особой экономической зоны (ОЭЗ) (закон № 116-ФЗ).
Зачем компании налоговый мониторинг?
Чтобы сократить проверки, упростить возврат НДС и повысить прозрачность перед ФНС
Какие плюсы для бизнеса?
Меньше проверок, быстрый возврат НДС, доверие со стороны ФНС, меньше налоговых рисков
Кому подходит налоговый мониторинг?
Крупному и среднему бизнесу с выручкой от 800 млн руб. и суммой налогов от 80 млн руб. в год
С чего начать переход?
С аудита готовности и оценки ИТ-систем -- особенно бухгалтерии и документооборота

Подключение к налоговому мониторингу

Подача заявления

Процесс подключения к налоговому мониторингу начинается с подачи заявления в налоговые органы. Форма заявления и соглашения об информационном взаимодействии опубликованы на сайте ФНС в разделе «Налоговый мониторинг». Также формы можно получить через оператора ЭДО или в личном кабинете налогоплательщика.

Срок подачи заявления:

Организация, планирующая переход на налоговый мониторинг, предоставляет заявление и пакет документов до 1 сентября года, предшествующего периоду проведения НМ.

Пример: мониторинг проводится с 1 января по 31 декабря 2026 года, значит, заявление следует подать до 1 сентября 2025-го.

Налоговый мониторинг: сроки
До 1 сентября
Подать заявление и документы в ФНС
До 1 ноября
ФНС принимает решение: одобрить или отказать
1 января
Начало периода налогового мониторинга
31 декабря
Окончание периода налогового мониторинга (можно продлить)

Какие документы прикладывают к заявлению

  • регламент информационного взаимодействия;
  • сведения о взаимозависимых лицах;
  • учетную политику для целей налогообложения организации;
  • документы о системе внутреннего контроля (СВК): контрольные процедуры, оценка уровня СВК и информация об организации системы.

Полный перечень требований – в приказе ФНС № ЕД-7-23/1045@ от 29.12.2022.

Разберем некоторые из документов подробнее.

Учетная политика

Это не просто обязательный документ организации, а ключевой элемент взаимодействия с налоговыми органами. Он описывает, как именно компания ведет бухгалтерский и налоговый учет: какие методы, принципы и подходы применяет.

В рамках налогового мониторинга учетная политика помогает ФНС:

  • понять, как формируются налоговые обязательства;
  • оценить корректность расчетов и проводок без дополнительных пояснений;
  • заранее согласовать спорные или неоднозначные моменты.
Какие документы входят в состав учетной политики

1. Приказ (распоряжение) об учетной политике

  • отдельно по бухгалтерскому и налоговому учету;
  • содержит перечень используемых методов (списание ТМЦ, амортизация, признание доходов/расходов и др.);

2. Приложения к учетной политике

  • график документооборота;
  • формы первичных документов (если используются собственные);
  • план счетов, корреспонденции счетов;
  • методика расчета налогов, если отличается от стандартной.

3. Методологические документы

  • внутренние регламенты, инструкции по учету;
  • алгоритмы формирования показателей налоговой отчетности;
  • пояснения к автоматизированным обработкам и расчетам в ИС (например, в 1С).

4. Описание ИТ-систем и бизнес-процессов

  • как работает учетная система;
  • где и как отражаются хозяйственные операции;
  • кто и как контролирует корректность данных (в т.ч. логика проверки внутри 1С).

Система внутреннего контроля

Это совокупность регламентов, процессов и инструментов, обеспечивающих достоверность налогового и бухгалтерского учета, своевременное выявление ошибок, корректную передачу данных в отчетность и, главное, контроль рисков, влияющих на налогообложение.

Формально требования к СВК описаны в НК РФ (ст. 105.26), а более детально – в методических рекомендациях ФНС по организации налогового мониторинга.

Цели системы внутреннего контроля:

  • Минимизировать налоговые риски – заранее выявлять и устранять ошибки в учете.
  • Повысить прозрачность бизнеса – и для ФНС, и для собственников.
  • Автоматизировать контроль – убрать излишнюю ручную работу в проверке документов и расчетов.
  • Сократить число налоговых споров и доначислений.

Чтобы налоговая инспекция допустила организацию до мониторинга, необходимо описать внутренние процедуры: как принимаются решения, формируются и проверяются расчеты, кто за что отвечает и как фиксируются действия.

Следует обеспечить для инспектора прослеживаемость документооборота: от первичного документа до налоговой декларации, с возможностью проверки всех этапов обработки данных.

Необходимо внедрить контрольные мероприятия: автоматические и ручные проверки, сверки, контрольные отчеты и уведомления.

Как организовать СВК на практике

1. Провести аудит текущей системы учета

Нужно понять, какие данные формируются вручную, какие ошибки встречаются, где слабые места (например, в отражении расходов по договорам).

2. Подготовить регламенты и процедуры

Это письменные инструкции и правила, которые описывают, как проводятся операции, кто их проверяет, какие риски контролируются.

ФНС рекомендует описывать это в формализованной учетной политике, а также в регламенте СВК.

3. Внедрить инструменты контроля в 1С

Для систем 1С уже существуют готовые решения, позволяющие автоматически выявлять отклонения, анализировать риски (расхождения с контрагентами, дубли, отсутствие первички), отслеживать изменения и сохранять протоколы.

Вот некоторые инструменты:

  • Проверка контрагентов через сервисы 1С:Контрагент, 1СПарк Риски;
  • Интеграция с сервисами 1С:ЭДО и 1С: Директ Банк;
  • ЭЦП документов, передаваемых налоговому инспектору;
  • Чек-лист закрытия периода;
  • Ручные и шаблонные корректировки;
  • Ограничение доступа на уровне записей и ролей.
1С:Бухгалтерия 8.3 – самый популярный инструмент бухгалтера, способный вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень.

Продукт, объединивший в себе достижения и практический опыт бухгалтеров сотен тысяч предприятий и организаций. Подключаемые сервисы эффективно решают задачи бухгалтерской службы любого бизнеса.

Поддержка разных систем налогообложения, автоматизированный учет для всех налогов, включая ведение налоговых регистров.

Приобрести продукт с бонусом до 15%

Процедура налогового мониторинга

Налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга или отказе в его проведении до 1 ноября года, в котором представлено заявление.

Проведение налогового мониторинга регламентировано положениями статьи 105.29 НК РФ.

Установление информационного взаимодействия

Процедура налогового мониторинга начинается с установления информационного взаимодействия с системами компании. Организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета.

Способы информационного взаимодействия:

  • предоставление доступа к информационным системам организации;
  • предоставление доступа к аналитической витрине данных;
  • через оператора электронного документооборота (отменят с 1 января 2026 года, ст.6 Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ).
1С:ERP Управление холдингом – комплексный программный продукт для автоматизации учета и управления в крупных компаниях.

Электронная поставка, внедрение, бюджетирование, корпоративные закупки и регламентированный учет – то, что можно автоматизировать благодаря продукту. Мы обеспечиваем внедрение конфигурации «под ключ» для вашего бизнеса.

Сбалансированная система показателей, монитор KPI, анализ финансового состояния, управление рисками, контроль процессов и мероприятий, автоматизация жизненного цикла проектов и управление инвестициями – далеко не полный перечень функциональных возможностей программы.

Приобрести продукт с бонусом до 15%

Методы проведения налогового мониторинга

Существует три способа предоставления доступа к данным:

  • Доступ к информационной системе (ИС) организации – налоговая инспекция подключается к вашей ИС (например, на базе 1С) по VPN и просматривает необходимые документы.
  • Использование специальных программно-аналитических средств (ПАС) – они предоставляют отчеты и выгрузки в нужных форматах без прямого доступа к системе.
  • Предоставление выборок и выгрузок по запросу – ФНС направляет электронные запросы, на которые компания отвечает в установленные сроки.
1С:Документооборот 8 – организуйте правильный оборот документов на вашем предприятии в 1С!

Комплексный инструмент для полноценной работы с документацией в 1С, ее учетом и хранением на любом предприятии, которым пользуются более 1,5 миллиона организаций.

Автоматизирует типовые задачи взаимодействия с документами, облегчает управление процессами и сотрудниками в рамках совместной работы в 1С.

Приобрести продукт с бонусом до 15%

Какие действия совершает налоговая в рамках налогового мониторинга

Налоговый орган в рамках налогового мониторинга имеет право:

  • истребовать у организации необходимые документы и пояснения;
  • привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном ст. 95 и 96 НК РФ;
  • проводить допрос свидетелей, осмотр территорий в соответствии со ст. 92 НК РФ.

Если в документах организации выявлены несоответствия, налоговый орган направляет сообщение с требованием пояснить их или исправить в течение пяти дней.

Обнаружены нарушения в расчете или уплате налогов организации – налоговый орган в течение десяти дней направляет уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения

В рамках налогового мониторинга участники раскрывают информацию о своей системе внутреннего контроля (п. 6, 7 ст. 105.26 НК РФ):

  • налогоплательщики раскрывают риски, которые идентифицируются системой внутреннего контроля (приложение № 1 и № 3 к приказу ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@);
  • налоговый орган проводит оценку рисков и составляет карту рисков.

Налогоплательщики, подключенные к налоговому мониторингу, выстраивают у себя в организации высокий уровень внутреннего контроля. Это помогает точнее и быстрее рассчитывать налоги и уменьшает риски ошибок.

В настоящее время ФНС России работает над созданием единой цифровой методологической модели. В нее войдут:

  • стандартизированные налоговые регистры;
  • контрольные этапы в разрезе статей НК РФ и блоков операций;
  • алгоритмы расчета показателей;
  • контрольные соотношения.

Такая система упростит автоматическую проверку данных и позволит быстрее согласовывать налоговую базу. Компании смогут использовать единые методы контроля, что снизит число ошибок и сократит объем документов, которые запрашивает налоговая.

Роль мотивированного мнения в налоговом мониторинге

Мотивированное мнение – это официальный документ, в котором налоговые органы выражают свою позицию по вопросам налогообложения компании. Оно помогает организациям понять, какие аспекты их налоговой отчетности требуют доработки или изменений.

Мотивированное мнение налоговая может направить как по своей инициативе (в течение 5 дней со дня составления), так и по запросу от организации (в течение месяца со дня получения запроса).

Запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки или совокупности взаимосвязанных сделок, а также иных фактов хозяйственной жизни может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором они были совершены (п. 4.2 ст. 105.30 НК РФ).

Пример: спорная сделка совершена в 2025 году, значит, мотивированное мнение запрашивается до 1 июля 2026 года.

Если организация согласна с мотивированным мнением, она должна выполнить его и уведомить об этом налоговую службу в течение одного месяца со дня получения мнения, приложив документы, подтверждающие выполнение (при их наличии) (п.6 ст. 105.30 НК РФ).

Формы и форматы документов, а также требования для составления мотивированного мнения в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 11.05.2021 № EД-7-23/477@.

В случае несогласия проводится процедура взаимосогласования. Она выполняется в течение месяца со дня получения разногласий.

По результатам ФНС России уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении его без изменения (п.3 ст. 105.31 НК РФ).

Организация в течение месяца со дня получения указанного уведомления соглашается с мотивированным мнением, приложив документы, подтверждающие его выполнение (при их наличии), либо не соглашается.

Мотивированное мнение: порядок и сроки
По запросу организации
В течение месяца со дня получения запроса
По инициативе налогового органа
В течение 5 дней со дня составления
да
Организация согласна с мнением
нет
Выполнить мотивированное мнение
Уведомить налоговую службу в течение месяца со дня получения мнения
Взаимосогласительная процедура
В течение месяца со дня получения разногласий
Налоговая меняет / не меняет мотивированное мнение

Продление налогового мониторинга

Если компания до 1 декабря года проведения мониторинга не представила в налоговый орган заявление об отказе в его проведении, решение о продлении налогового мониторинга на следующий период принимается автоматически. Заново подавать документы на проведение мониторинга не требуется.

Когда мониторинг прекращается досрочно

  • Организация не исполняет регламент информационного взаимодействия;
  • Налоговый орган выявил факт представления недостоверной информации;
  • Систематически (два раза и более) не представляли документы/пояснения в ходе налогового мониторинга или делали это не в установленный срок;
  • Произошла ликвидация или реорганизация компании, она исключена из ЕГРЮЛ.

Налоговый орган в течение 10-ти рабочих дней с момента выявления нарушения уведомляет организацию о возможном прекращении мониторинга. Такой же срок дается компании на устранение нарушений и предоставление необходимых документов или пояснений.

Далее налоговый орган в течение еще 10-ти календарных дней принимает решение о прекращении налогового мониторинга или уведомляет об отсутствии оснований для досрочного прекращения.

Что предлагает «1С»

Существует множество инструментов, которые помогают настроить и автоматизировать процесс налогового мониторинга на всех этапах. Функционал НМ есть в следующих конфигурациях:

Благодаря этим решениям можно производить внутренний контроль, взаимодействие с МРИ и публикацию данных и раскрывать налоговые показатели. В конфигурации «Управление холдингом» функционал расширен и позволяет управлять налоговой функцией группы компаний.

Реализация налогового мониторинга в 1С

Говоря об организации налогового мониторинга с помощью продуктов 1С, существует такое понятие, как «налоговая витрина». Как правило, она состоит из двух частей:

  • Интерфейс, в котором налоговый инспектор видит нужные налоговые декларации и способы их расшифровок через налоговые регистры и бухгалтерские отчеты. Это та часть, которая является типовой для большинства решений фирмы «1С».
  • Совокупность Рабочего места инспектора (интерфейс, где инспектор видит декларации и способы расшифровки ее показателей) и Запросной подсистемы (механизм взаимодействия инспектора и налогоплательщика).

Рабочее место инспектора и Запросная подсистема – это уже специализированный функционал, который представлен в описанных ранее конфигурациях. Как правило, их достаточно, чтобы грамотно настроить налоговую витрину и права доступа, организовать обмен между витриной и рабочей базой и доработать функционал под специфику организации.

Если вам удобнее смотреть новости в телеграме, то вот наша группа – ИНФОСТАРТ.

Автор:

См. также

Федеральная налоговая служба разработала цифровой формат единого транспортного документа, который подтверждает заключение договоров перевозки грузов и пассажиров. Проект подготовлен на основе Федерального закона о прямых смешанных перевозках.

вчера в 15:15    167    user2146402    0       

1

С 22 сентября 2025 года налогоплательщики будут сдавать отчеты по новым правилам. Обновленный формат документа заменит действующий стандарт от 2017 года. Изменения коснутся как организаций, так и физических лиц.

25.07.2025    885    user2146402    0       

2

С начала года поэтапно вводятся новые требования к сдаче статистической отчетности в Росстат, меняется перечень обязательных реквизитов и формат самих доверенностей. Рассмотрим ключевые новшества в порядке работы с машиночитаемыми доверенностями.

21.07.2025    1082    user2146402    0       

2

С 1 сентября 2025 года вступают в силу новые правила оформления кассовых чеков. Обновлены обязательные и дополнительные реквизиты. Изменения затрагивают в первую очередь продавцов, которые работают с маркированным товаром.

18.07.2025    1588    user2146402    3       

3

С 1 сентября 2025 года в России начнут действовать правила обмена и направления электронного единого транспортного документа (ЕТД) в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).

17.07.2025    971    user2146402    0       

2

Минпромторг России предлагает провести эксперимент по обязательной маркировке кормовых добавок для животных с 1 сентября 2025 года по 31 августа 2026 года. В пилотный проект планируют включить более 30 наименований.

17.07.2025    817    user2146402    0       

2

Эксперимент по маркировке радиоэлектроники продлен до 28 февраля 2026 года. В список товаров дополнительно включены вейпы и прочие испарительные устройства. 

11.07.2025    1109    user2146402    0       

1

Минюст подготовил два проекта приказа – один о создании Единого реестра исполнительных документов, второй о поправках в процедуру взыскания налоговой задолженности. Если проекты примут, судебный документооборот станет электронным.

09.07.2025    1072    user2146402    0       

2
Инфостарт бот

Оставьте свое сообщение