На что идут деньги?
Поправки к федеральному закону были предложены депутатом Госдумы Ириной Яровой еще в 2016 году. Они направлены на борьбу с терроризмом и обязывают телекоммуникационных провайдеров сохранять всю информацию о коммуникации своих клиентов. Но самое жесткое требование – хранение содержимого сообщений – вступает в силу этим летом.Голосовые и текстовые послания операторы обязаны хранить с момента записи в течение полугода, требование обязательно к исполнению с 1 июля. А с октября провайдеры должны обеспечить хранение интернет-трафика в течение 30 суток, и при этом каждые пять лет увеличивать емкость технических средств накопления информации на 15% ежегодно.
Учитывая, что большинство российских операторов связи предоставляют и услуги доступа к глобальной сети, то их коснутся оба требования. Основными статьями расходов станут приобретение мощностей для хранения большого объема информации, разработка технических средств для записи и обучение персонала.
«МТС» на шаг впереди
Из всех телекоммуникационных компаний, сообщивших о своих затратах, больше всех планирует потратить «МТС». Провайдер оценил, что для соблюдения требований «пакета Яровой» в течение пяти лет ему понадобится не менее 60 млрд рублей.Всего на 2018-2019 годы общие капитальные затраты предприятия составят примерно 160 млрд рублей. За прошлый отчетный период этот показатель был равен 76,4 млрд рублей. Сколько именно из этих средств будет потрачено на соблюдение нового законодательства станет известно после того, как «МТС» проведет закупку всех необходимых технологических решений, но уже сейчас видно, что это существенно сократит доходы компании.
«Билайн» не отстает
Значительную сумму на соблюдение требований также придется израсходовать и «Вымпелкому», владельцу бренда «Билайн». В этом году компания потратит на закупку оборудования и программного обеспечения около 6 млрд рублей. Всего же на пять лет предприятие выделит 45 млрд.Капитальные затраты «Вымпелкома» за первый квартал 2018 года составили 9 млрд рублей. Это уже на 34,5% выше, чем за аналогичный период 2017 года. Можно ожидать, что после внедрения новых продуктов разница с прошлым годом увеличится еще больше.
«МТТ» обойдется малой кровью
Из крупных телекоммуникационных операторов «Межрегиональный ТранзитТелеком» пострадает меньше всего от «закона Яровой». На этот год компания выделит всего 100 млн рублей на соблюдение требований. По словам генерального директора Евгения Васильева, предприятие вполне может позволить себе такие траты. Сколько именно провайдер планирует затратить в ближайшие пять лет, неизвестно.Возможность сэкономить у «МТТ» появилась из-за специфики работы оператора. Компания не ориентируется на трансляцию видеопотоков – основного генератора трафика и пожирателя места на накопителях. Соответственно, предприятию потребуются более скромные ресурсы для хранения информации.
«Ростелеком» в растерянности
Наибольшую озабоченность соблюдением нормативных требований выразил «Ростелеком». Госпредприятие ставит под сомнение возможность выполнить новые положения закона.«В связи с нехваткой на рынке сертифицированного оборудования и с учетом масштаба инфраструктуры, компании "Ростелеком" будет затруднительно выполнить требования правил», – прокомментировал ситуацию «Интерфаксу» представитель оператора.
Ведомство не сообщило, сколько денег планирует потратить на обеспечение технической реализации требований «пакета Яровой».
Последствия
Еще на этапе обсуждения антитеррористического закона эксперты предупреждали, что принятие поправок приведет к существенному росту тарифов на услуги связи и предоставление доступа к интернету. Вполне логично, что по факту так и произошло: телекоммуникационные компании – прежде всего бизнес-структуры, и они стремятся минимизировать свои расходы.Так, МТС с 1 мая поднял стоимость услуг в среднем на 3%, а абоненты некоторых планов столкнулись с увеличением счета на 6,9%. Последний раз оператор повышал цену обслуживания в апреле 2017 года.
Провайдер «Дом.ru» с 1 июня увеличит ценник примерно на 10%. При этом предыдущее повышение тарифов произошло совсем недавно – в апреле этого года. Тогда компания обосновала свои действия затратами на покупку нового оборудования, что соотносится с требованиями «пакета Яровой».
«Ростелеком» также в апреле провел работу по корректировке цен почти на всех своих тарифных планах, в основном в сторону увеличения стоимости.
Получается парадоксальная ситуация: несмотря на то, что под вопросом оказывается конфиденциальность граждан и предприятий, они вынуждены еще и профинансировать спорные поправки к закону из своего кармана.