Минцифры опубликовало проект постановления, в котором предлагает расширить список случаев сбора биометрии – у водителей такси, пользователей каршеринга, участников собраний и для пропуска на территорию организаций. Если постановление будет подписано, то изменения вступят в силу с 1 января 2022 года. Сейчас проходит общественное обсуждение проекта.
Новые случаи сбора и обработки биометрии
Проект разработан на основании абзацев 29 и 39 подпункта «ф» п. 2 ст. 3 федерального закона № 479-ФЗ от 29 декабря 2020 года, которые устанавливают, что сбор и обработка биометрических данных физических лиц допустима в случаях, установленных правительством по согласованию с ЦБ РФ. Указанные в этих абзацах правила и требования вступают в силу также с 1 января 2022 года.
Постановление устанавливает следующие новые случаи применения биометрии:
- для идентификации водителей легкового такси;
- для идентификации водителей транспортных средств, предоставленных в краткосрочную аренду на основе поминутной тарификации (каршеринг);
- для прохода на территорию организаций, организаций финансового рынка посредством системы контроля и управления доступом на территории данных организаций;
- для участия в собрании участников гражданско-правового сообщества.
Использовать биометрию в указанных случаях смогут организации (кроме финансовых) и ИП «для идентификации либо идентификации и аутентификации физического лица, выразившего согласие на их проведение». Сбор и обработка биометрии разрешены в информационных системах организаций, где есть своя система идентификации и аутентификации физического лица с использованием персональной биометрии.
Цель вводимых изменений
Помимо узкопрофильных изменений по контролю за входом на территорию организаций и идентификации участников собраний, изменения по такси и каршерингу призваны «навести порядок» в этих сферах бизнеса.
В сфере каршеринга процветает покупка и продажа аккаунтов, зарегистрированных на других людей. Например, при запросе в поисковике «продажа аккаунтов каршеринга» – на первой странице результатов выходит список предложений по продаже аккаунтов.
Скриншот из запроса в Google
В результате, за руль автомобилей попадают водители без прав и не прошедшие медкомиссию. Также, используя чужой аккаунт, некоторые водители не относятся внимательно и ответственно к управлению транспортным средством. Как следствие – аварии с арендованными авто стали практически ежедневными.
Скриншот из запроса в Google
Аналогичная проблема со службой такси, нередко приезжают машины не с тем водителем, который заявлен в приложении.
После одобрения постановления, компании по предоставлению услуг такси и каршеринга смогут более тщательно организовать контроль и проверку сотрудников и клиентов соответственно.