Глава правительства Дмитрий Медведев утвердил стратегию экспорта услуг, которая охватывает период до 2025 года. Премьер-министр признал, что Россия недостаточно хорошо представлена на рынке услуг. ИКТ – одно из приоритетных направлений, на развитие которого должны направить максимальные усилия и средства.
Стратегия утверждена
В Минэкономразвития подсчитали, что с 2018 по 2025 год объем экспорта ИКТ-услуг будет ежегодно расти в среднем на 12,3%. В 2025 году РФ сможет продать за границей ИКТ-услуг на 12 млрд долларов. Из 12 млрд долларов (объем, который планируется достичь через 7 лет) большая часть (8,96 млрд) придется на компьютерные услуги. Кроме того, телеком-услуги планируется поставлять на 2,91 млрд ежегодно, остальные 0,28 млрд составят информационные услуги.
В целом объем экспорта услуг к 2025 году должен превысить 100 млрд долларов. Есть даже федеральный проект «Экспорт услуг», реализация которого позволит обеспечить стабильно высокие темпы роста экспорта услуг.
От чего придется оттолкнуться
В 2017 году страна экспортировала ИКТ-услуги на 4,7 млрд долларов. Это 8% от общего количества. С 2001 года объем экспорта компьютерных услуг увеличился в 35 раз и достиг 3,4 млрд долларов. Самое перспективное направление – разработка ПО. В России работает 2 тыс. софтверных компаний, они составляют 60% от общего объема устойчиво работающих экспортеров услуг. Россия экспортировала услуги по разработке и само ПО на 8,8 млрд долларов. Это больше, чем дают продажи судов и авиакосмический техники. Основными импортерами стали США, Германия, Великобритания и др.
В целом же в 2016-2017 гг. экспорт российского ПО составил 5% от экспорта страны в целом, исключая энергетику и сырье. При этом валютные доходы «Яндекса», Mail.ru и других гигантов в статистику не вошли. Большинство российских софтверных компаний (более 50%) – сервисные. На втором месте – бизнес, который реализует готовые решения и продукты, подсчитали в Cnews.
Основные проблемы
Из-за регуляторных ограничений экспорт ИКТ-услуг растет не так активно, как мог бы, признали в Минэкономразвития. Если упростить валютный контроль и регулирование, либерализовать существующие нормы, оптимизировать учет и возмещение НДС, а также упростить схемы отчетности, российским компаниям и предпринимателям будет проще и комфортнее работать с зарубежными клиентами.
Российские поставщики ИКТ-услуг нуждаются в государственной поддержке. Им нужно облегчить доступ к экспортным кредитам, чтобы обеспечить устойчивое развитие. Повысить качество подготовки кадров также не мешало бы. Российские программисты ценятся в мире, но все же их уровень часто недостаточен для работы в передовых проектах.
Необходимо модернизировать ИТ-инфраструктуру и предоставить конкурентоспособные мощности для хранения и обработки данных. Это не только улучшит качество сервиса, но и расширит возможности экспорта услуг дата-центров.