По результатам восьмой ежегодной конференции eRetailForum-2018 можно сделать интересные выводы об онлайн-торговле. На этом мероприятии обсуждали работу e-commerce в первые шесть месяцев 2018 года.
Основной тренд года – бурный рост интернет-продаж, объем которых окажется больше, чем в 2017 году. Рассказываем об этих и других выводах по мотивам конференции.
Рост количества заказов, объема продаж и среднего чека
По графику видно, что сумма среднего чека покупки с каждым годом растет все медленнее. Вероятно, это зависит от перенасыщенности рынка торговыми предложениями: акциями, скидками и удобной доставкой. На фоне различных бонусов покупатели ищут наиболее подходящие условия по конкретным товарам, уменьшая средний чек, но при этом увеличивая объем заказов.
Из диаграммы следует, что рост количества заказов в 1 квартале 2018 года составляет 22% относительно аналогичного периода прошлого года. Разберем и рост онлайн-продаж по категориям магазинов. На первом месте расположились «Другие товары». К этой группе можно отнести магазины и торговые площадки, ассортимент которых не ограничивается одним направлением. Также рост продаж пришелся на категорию «Товары для дома и ремонта»: покупатели все чаще самостоятельно приобретают отделочные материалы и делают косметический ремонт.
Рост онлайн-продаж по категориям магазинов
Тип товаров «Электроника и техника» лидирует по сравнению с другими направлениями. Помимо большого объема реализуемых товаров данная категория на первом месте и по количеству спонтанных продаж. Такая особенность диктует высокие требования к доставке товаров: если в магазине не организована быстрая доставка, то больше 50% заказов отменяются.
Рост онлайн-продаж по типам товаров
Интернет-магазины по-прежнему активно используют собственную курьерскую доставку, а также собственные пункты самовывоза для удобства покупателей. Быстро набирают популярность постаматы – еще один вид самовывоза, исключающий затраты на сотрудников, выдающих товары. Клиенты совершают покупки в интернете, получают номер от ячейки в постамате и забирают товар в удобное время. Также около 20% интернет-магазинов пользуются услугами сторонних служб доставки. Этот способ предпочитают небольшие компании, он уменьшает затраты на собственный штат курьеров и расходы, связанные с его обеспечением.
Варианты доставки товаров клиентам
Большинство покупок в режиме онлайн совершается с ноутбуков, чуть меньше – со стационарных компьютеров. Число заказов через интернет, сделанных с использованием смартфонов, с каждым годом увеличивается. На диаграмме видно, что заказы с помощью телефонного звонка поступают меньше всего, поэтому необходимо адаптировать свои сайты под мобильные устройства. Обычно предприниматели начинают бизнес с запуска сайта, и только потом приступают к разработке мобильной версии. Но такой подход невыгоден и грозит потерей 30% заказов.
Практические выводы
Онлайн-торговля охватывает все большее количество покупателей. За первую половину 2018 года 65% покупателей в возрасте от 18 до 64 лет совершают свои покупки в интернете, из них 55% предпочитают оплачивать товары и услуги онлайн, 54% используют денежные онлайн-переводы. Уровень развития онлайн-торговли в регионах постоянно растет и по объемам всего на год отстает от среднероссийского.
Это показывает, что у интернет-магазинов есть хорошая возможность занять свободные ниши в регионах, и при этом затраты на содержание офисов и вспомогательных служб будут значительно ниже по сравнению с крупными городами. Также стоит обратить внимание, что универсальные магазины охватывают большую аудиторию, чем тематические, поэтому расширение ассортимента приведет к увеличению количества заказов, в том числе через кросс-продажи.