Минздрав планирует использовать единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения для учета свидетельств о рождении и смерти. Свидетельства о смерти можно получить в электронном виде уже сейчас.
Какие изменения в законодательстве произошли
Весной этого года Минздрав выпустил приказ, который с 1 сентября 2021 года изменил порядок получения медицинского свидетельства о смерти. Теперь такой документ выдается не только в бумажном, но и в электронном виде. После получения медицинского свидетельства необходимо его предоставить в ЗАГС для регистрации и получения свидетельства о смерти.
Запросить медицинское свидетельство о смерти в электронном виде можно как в свободной письменной форме, так и через портал госуслуг.
Еще изменения
Кроме приказа, Минздрав разработал проект с изменениями в использовании единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Если изменения одобрят, в систему будет добавлен функционал по ведению федерального реестра медицинских документов о смерти и федерального реестра медицинских документов о рождении. А значит, после изменений в работе системы появится возможность интегрировать её с системами ЗАГСов. Это позволит исключить очную передачу данных о рождении или смерти в ЗАГС для регистрации соответствующих документов.
Постановление вступит в силу с 1 марта 2022 года.
Зачем нужны поправки
Цифровизация госуслуг и перевод документов в электронный вид активно развиваются последние несколько лет. Проекты запускаются один за другим: перевод трудовых книжек в электронный вид, электронные договоры и соглашения, электронные больничные листы.
В связи с пандемией нового коронавируса работа по переводу данных в электронный вид ускорилась, чтобы снизить количество личных контактов между людьми. Так, например, недавно в МФЦ для граждан появилась возможность создать цифровой дубликат документа и загрузить его на «Госуслуги». Сейчас проходит эксперимент по использованию усиленной квалифицированной подписи при заключении договоров и совершении сделок через портал госуслуг. А в декабре, возможно, мы сможем получать и электронные паспорта.
По словам руководителя Центра компетенций цифровой трансформации сферы здравоохранения Минздрава Михаила Левина, коронавирус заставил переосмыслить процесс сбора и обработки данных о смертности, а также изменить процесс формирования данных о причинах смерти. Сбор и обработка данных в новых условиях требует оперативности.
Алла Иванова, заведующий отделом здоровья и самосохранительного поведения Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, считает, что система устранит посредника (человеческий фактор) в процессе переноса данных, что снизит количество возможных ошибок в данных.