Аэропорты готовы отказаться от проверки бумажных билетов при посадке на самолет. Минтранс уже разрабатывает приказ, который позволит попасть на борт с помощью электронного документа.
Приказ наготове
Новые правила предусматривают возможность посадки пассажира после демонстрации штрихкода на экране мобильного устройства. Эта процедура станет аналогом предъявления бумажного билета. Служащие аэропорта для проверки подлинности документа будут пользоваться специальным сканером.
Министерство транспорта разрабатывает приказ, регулирующий применение электронных билетов, еще с 2017 года. После подготовки правового акта претензии по нему высказало МВД. В феврале этого года представители ведомств провели совещание и определили основные моменты, по которым необходимы доработки. Сейчас в Минтрансе подтвердили, что финальная версия приказа находится в работе.
Нет противоречиям
Желание авиакомпаний поскорее перейти на электронные билеты обусловлено не только повышением комфорта путешественников. Генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев пояснил, что правовой акт также должен решить юридическую коллизию. Руководитель уже отправил министру транспорта Евгению Дитриху письмо с просьбой устранить проблему.
Нынешнее законодательство, которым руководствуются службы при проведении предполетного досмотра пассажиров, содержит взаимоисключающие пункты. С одной стороны, оно допускает возможность посадки в самолет при предъявлении электронного билета на экране смартфона. С другой, пассажиру необходимо получить штамп о прохождении досмотра на бумажный документ. Приказ ведомства должен исправить эту ситуацию.
Цифровизация аэропортов
Появление электронных билетов не станет неожиданностью для российских аэропортов. Воздушные транспортные узлы уже имеют опыт внедрения современных технологий для контроля пассажирского потока.
В «Домодедово» с 2017 года используется безбумажная пропускная система eGate – автоматизированные турникеты, способные считывать QR-коды посадочных талонов. Копия документа отправляется на электронную почту пассажира, и человек может попасть в зону вылета, просто приложив экран смартфона к устройству.
В пресс-службе аэропорта уточнили, что технологией уже воспользовалось более 1,2 млн путешественников. Исследование SITA указывает на то, что применение eGate увеличивает скорость обслуживания пассажиров на пунктах контроля на 50%.
В 2019 году «Домодедово» планирует внедрить электронную систему автоматического распознавания лиц. Детали проекта пока не раскрываются, но, по заверениям представителей аэропорта, он должен повысить качество обслуживания клиентов.
Пресс-служба «Внуково» сообщила, что воздушная гавань уже готовится к работе с цифровыми билетами и планирует завершить процесс в 2019 году. В «Шереметьево» предупредили, что аэропорту понадобится переходный период, чтобы внедрить новую технологию.
Выгода от билетов
Переход на терминалы, способные считывать данные с электронного билета, не потребует существенных расходов, уверен Олег Пантелеев, исполнительный директор «Авиапорта». По его словам, необходимое оборудование уже выпускается, оно прошло успешную проверку в аэропортах.
Пантелеев рассказал, что в будущем прием цифровых посадочных документов обернется выгодой для воздушных гаваней. Сейчас каждый выход контролирует один-два сотрудника. После введения электронной системы несколько гейтов сможет обслуживать всего один работник.
Поэтому можно предположить, что переход на новую технологию не приведет к удорожанию полетов.