Министерство цифрового развития исключило четверть госуслуг из плана по превращению их в суперсервисы, полностью охватывающие типовые жизненные ситуации.
Минцифры внесло изменения в программу цифровой трансформации, рассчитанную на 2021-2023 годы. Ранее в ней упоминалось 25 суперсервисов, созданных на базе действующих госуслуг, однако в новой версии документа таких проектов осталось лишь 18. Чиновники уточнили, что сокращение связано с появлением параллельных цифровых проектов, которые сделали разработку расширенного набора государственных услуг нецелесообразной.
Добавленные и исключенные
За предыдущие два года на Едином портале госуслуг были запущены 13 суперсервисов: семь в 2020 году и шесть в 2021 году. Среди наиболее значимых и востребованных можно отметить «Оформление европротокола онлайн», «Поступление в вуз онлайн», «Соцподдержка онлайн», «Трудовые отношения», «Цифровое исполнительное производство», «Пенсия онлайн».
Минцфиры расширит еще три услуги в 2022 году, связанные с трудоустройством мигрантов, оформлением перевозок пассажиров и грузов без использования бумажных документов, заключением строительных контрактов в цифровом виде. Кроме того, ведомство рассматривает варианты создания суперсервисов для решения правовых вопросов, полного цикла услуг при рождении ребенка или смерти родственника, получения образования для иностранцев.
Из плана были исключены суперсервисы, которые касались регистрации и господдержки бизнеса. Эти задачи, скорее всего, будет решать цифровая платформа малого и среднего предпринимательства (МСП), которая работает в формате единого окна. Также в документе больше не упоминаются «Разрешения для бизнеса в цифровом виде», «Паспортные сервисы онлайн», «Земля под строительство онлайн», «Подача заявлений в правоохранительные органы онлайн» и «Переезд в другой регион».
Оценка инициативы
Анастасия Ускова, руководитель платформы «Рокет Ворк», согласна с позицией Минцифры. Она также полагает, что уже готовые прототипы некоторых цифровых государственных услуг и доработка действующих привели к тому, что анонсированные ранее продукты стали излишними.
Руководитель центра компетенций по цифровой трансформации госуслуг Центра стратегических разработок Михаил Брауде-Золотарев отмечает, что концепция суперсервисов была политическим брендом прошлого правительства. Однако власти вложили в экспертизу и административную составляющую недостаточно средств.