Поговорим о роли product owner – чем он занимается и какое место в компании занимает. Рассмотрим, с кем product owner коммуницирует, выполняя свои повседневные задачи, и то, посредством чего он это делает – через какие артефакты он общается. Немного затронем жизненный цикл создания продукта. И в результате сформулируем хард- и софт-скиллы, которыми необходимо обладать, если вы хотите претендовать на такую позицию в компании.
На слайде показана схема, где отображены пользователи, бизнес и технологии.
-
Под пользователями мы понимаем подразделения, с которыми product owner наиболее часто взаимодействует – как минимум, это саппорт, маркетинг и продажи.
-
Под бизнесом мы понимаем руководство ИТ-компании и топ-менеджмент.
-
И технологии – это либо наш ИТ-департамент, либо команда разработки, если у нас небольшая компания.
Product owner в этой схеме находится ровно посередине. Поэтому для создания полезного продукта, ему очень важно:
-
с одной стороны, понимать глубинные боли пользователей;
-
с другой стороны, уметь донести до команды разработки, какую функциональность продукта он ожидает получить на выходе;
-
и с третьей стороны, он должен объяснить бизнесу, чем и как продукт ему поможет.
Например, продукт-оунер должен доказать бизнесу, что продукт поможет:
-
занять большую долю рынка,
-
привести новых пользователей
-
осчастливить текущих,
-
заработать больше.
Карта коммуникаций и артефакты продукт-оунера
Product owner не только рассказывает о своем продукте на разных митапах и агитирует людей им пользоваться. Он еще и взаимодействует со всеми заинтересованными лицами, используя при этом некие артефакты:
-
зеленые артефакты – это то, с чем он приходит к заинтересованным лицам;
-
белые – это то, что он получает от них в ответ.
При взаимодействии с бизнесом артефакты будут следующими:
-
Приходя к руководству компании, product owner приносит стратегию развития продукта – на полгода или на год.
-
Помимо этого, product owner коммитится перед руководством компании на определенные обязательства – когда будет создан продукт, что он будет включать в себя, каких метрик и показателей он позволит достичь в результате.
-
Стратегия и обязательства должны быть подкреплены некой дорожной картой (роадмапом).
-
В ответ на это руководство компании выделяет для продукт-оунера бюджет на покупку технологий и наем команды.
-
Предоставляет персонал – уже существующую команду разработки либо HR для найма новой.
-
И знакомит продукт-оунера с глобальными целями компании.
При взаимодействии с ИТ-командой артефакты будут другими:
-
Продукт-оунеру очень важно донести до ИТ-команды информацию о рынке – погрузить своих коллег в предметную область, чтобы они могли разработать наиболее качественное решение.
-
Помимо всего этого, руководитель продукта лучше всех знает приоритеты продукта – какие фичи необходимо будет делать здесь и сейчас, какие можно будет сделать через полгода, о каких мы забудем и не будем делать вообще.
-
Продукт-оунер прописывает требования в виде технических заданий или PRD-шек – какой набор функциональности он ожидает получить от команды разработки на выходе.
-
И синхронизируется с ней посредством roadmap – когда и какие фичи мы сможем запустить, когда и какие этапы по запуску продукта мы преодолеем.
-
В ответ на все это он получает от команды разработки сам продукт – софт.
Взаимодействуя с саппортом, маркетингом, продажами:
-
продукт-оунер рассматривает и изучает сегментацию клиентов;
-
изучает, посредством каких каналов к клиентам поступает информация о продукте;
-
изучает ценообразование;
-
продумывает, как доносить пользу от создаваемого продукта либо от создаваемых фичей в продукте;
-
и в ответ на это получает самое важное – фидбэк рынка.
Фидбэк рынка может быть как в пожеланиях пользователей о том, как бы они видели развитие нашего продукта – каких фичей им не хватает. И, естественно, это может быть денежный фидбэк.
Зафиксируем все это единым слайдом. Здесь изображено место product owner в компании:
-
с какими подразделениями он взаимодействует;
-
посредством чего он взаимодействует;
-
какие вопросы задает и на какие отвечает.
В компаниях бывают еще роли:
-
Project manager – это тот человек, который поможет продукт-оунеру проследить, чтобы все обязательства были выполнены точно в срок, в нужный бюджет.
-
Product marketing manager – он поможет рассказать о продукте на рынке максимально широко, повысит узнаваемость продукта на рынке.
-
Аналитик – чаще всего, это аналитик, который присутствует в команде разработки или в департаменте разработки. Он отвечает за анализ ситуации, прогнозирование, сбор метрик и прочую работу с данными.
-
Product designer – поможет сделать продукт максимально удобным, понятным и дружелюбным для пользователей.
-
Business development manager – поможет усилить продукт с помощью партнерств со сторонними продуктами.
-
Менеджер по монетизации – человек, который продумывает, как увеличить прибыль. Это роль достаточно редкая и встречается только в крупных компаниях – в большинстве случаев продукт-оунеру придется выполнять роль менеджера по монетизации самому.
Остается финализировать – что входит в обязанности продукт-оунера:
-
строить продукт так, чтобы он был полезен для пользователей;
-
продумывать, как продукт монетизировать и на нем зарабатывать;
-
и выстраивать процесс разработки – это продукт-оунер может делать сам или с помощью project manager, если он есть.
И определение, которое я зафиксировала:
Product owner отвечает за то, каким должен быть продукт, за максимизацию его ценности, а также максимизацию прибыли компании.
Жизненный цикл продукта
Немного затронем жизненный цикл развития продукта.
Звезды на слайде – это наши идеи. Часть из них у нас руководители продукта находят сами, часть из них прилетает от пользователей или коллег по работе.
-
На входе идей достаточно много, но ресурсов на то, чтобы все их реализовать, однозначно не хватит, поэтому необходим этап анализа и построения бизнес-модели. Это некий отсев. Надо понимать, что на первом этапе мы еще ничего не делаем. Мы не рисуем дизайн, не проводим аналитику – мы исследуем, действительно ли есть такая потребность на рынке? Как ее сейчас закрывают? И что будет, если мы предложим свое решение? Готовы ли нам за него платить?
-
После анализа уже остается обозримое количество гипотез, и вот здесь мы подключаем свою техническую команду – начинаем проводить аналитику, рисовать дизайны, расставляем эти идеи по приоритетам, выбирая одну, в которую больше всего верите вы и ваша команда. Подключать на этом этапе команду важно, потому что она поможет вам выбрать единственную и наиболее качественную идею, которую вы дальше будете реализовывать.
-
Дальше у нас идет разработка, тестирование, запуск, пилотирование и прочее. И в случае успеха вы получаете готовый продукт, который в дальнейшем вам будет необходимо развивать и поддерживать.
Оффтоп: если вы решите трудоустроиться на позицию продукта, в 95% случаев вы попадете в компанию на последнем этапе жизненного цикла, когда продукт уже есть, и его необходимо развивать дальше и масштабировать.
Hard skills для продукт-оунера
В различных компаниях понимание роли продукт-оунера разное. Но если проанализировать множество вакансий российских и международных компаний, можно зафиксировать некий базовый набор скилов, знание которых у вас будут спрашивать, если вы будете претендовать на данную позицию. Это:
-
исследование рынка;
-
умение проводить пользовательские интервью;
-
понимание основ дизайна и пользовательского опыта;
-
умение строить roadmap и приоритизировать гипотезы;
-
умение писать ТЗ и PRD;
-
и, безусловно, работа с аналитикой.
Если вы претендуете на джуновую позицию product owner, вы должны теоретически понимать все эти аспекты и уметь применять их в рамках фичи – от момента идеи создания этой фичи до момента выпуска ее на пользователей и сбора обратной связи в виде метрик. На этом этапе вы чаще всего работаете с наставником.
Если вы претендуете на мидловую позицию и позиционируете себя как уверенного продукт-оунера, то помимо вышеперечисленного с вами будут говорить про:
-
умение выстраивать процессы – умение собрать и управлять командой разработки,
-
умение выстраивать коммуникацию и управлять ожиданиями со стейкхолдерами,
-
умение работать со скоростью работы команды,
-
планирование оценки сроков.
И, естественно, блок по монетизации:
-
сегментация;
-
воронки;
-
работа с юнит-экономикой;
-
выстраивание ценообразования;
-
работа с оттоком, с каналами возврата и так далее.
Если вы будете претендовать на лидовую позицию, предполагается, что вы можете все вышеперечисленное агрегировать и умеете это применять в рамках нескольких продуктов.
На позиции Lead Product Owner вы выходите за рамки своего продукта и помогаете компании строить стратегию на портфеле продуктов.
Soft skills для продукт-оунера
Как вы думаете, что важнее для продукт-оунера: soft skills или hard skills?
Здесь все зависит от того, что считать soft и hard skills.
Например, для разработчика умение коммуницировать – это soft skill, а для продукт-оунера – чем более сеньорную позицию он занимает, тем больше его soft skills становятся hard skills.
На слайде – базовый набор soft skills, которыми по моему мнению должен обладать хороший product owner.
При этом чем более лидовая у него позиция, тем больше софт-скилы продукт-оунера становятся хард-скилами.
Заключение
Важно: Если вы претендуете на позицию руководителя продукта, вам больше всех надо.
Вы должны чувствовать себя крайним. Если вы себя крайним не чувствуете, скорее всего, эта позиция не для вас, и у вас вряд ли получится запустить качественный продукт.
Вы – движущая сила для всей команды. Если в команде кого-то не хватает, вы либо сами идете и закрываете эти функции, либо нанимаете человека с рынка.
Ваша задача – зарядить компанию, зарядить руководство, зарядить маркетологов, зарядить ИТ-команду, продать им идею этого продукта, доказать, что он действительно важный, ценный, полезный, драйвить его создание, развитие, масштабирование.
Небольшая подборка материалов, с которой я рекомендую ознакомиться для лучшего понимания роли продукт-оунера.
-
Книги:
-
INSPIRED, Марти Каган
-
Психбольница в руках пациентов, Алан Купер
-
Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?, Роб Фитцпатрик
-
Общаться с ребенком. Как?, Юлия Гиппенрейтер
-
Как пасти котов. Наставление для программистов руководящих другими программистами, Дж. Ханк Рэйнвотер
-
Lean Startup, Эрик Рис
-
Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок, Джеффри Мур
-
Стратегия голубого океана, Рене Моборн
-
-
Поучиться:
-
Блоги:
-
Mind the product – про развитие, новые вызовы и горизонты
-
Product School – важные продуктовые материалы.
-
Product Talk – Тереза Торрэс, коуч для продактов, которая учит связывать исследования и решения, и понимать на правильном ли пути команда.
-
Inside Design – про продуктовый дизайн.
-
Go Practice – Олег Якубенков про продакт-менеджмент, продуктовую аналитику, маркетинг и рост
-
Будни продакта – Анна Подображных (Авито) - делится историями, успехами и провалами
-
Притчи продуктолога – мудрость о менеджменте продуктов и построении команды.
-
-
Подкасты:
-
Make Sense – Юрий Агеев (ProductSense) - беседы со всеми, кто участвует в разработке продуктов.
-
100PM – интервью с сотней продакт-менеджеров
-
Полусладкий подкаст – Алексей Ткачук и Дмитрий Прокопенко: SMM и Digital лучше под вино.
-
Product Hunt Radio – еженедельный подкаст с людьми, которые исследуют и создают будущее.
-
Серебряная Чпуля – Михаил Вязанкин и Левон Гончаров об Agile.
-
Начав изучать хотя бы эти материалы, вы придете к выводу:
«Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого» – говорил Сократ.
Вопросы и ответы
В чем, по вашему мнению, отличия ролей руководителя проекта и product owner?
Один отвечает на вопрос: «Что делать?», а другой – на вопрос: «Как сделать?».
Руководитель продукта отвечает за предметную область – то, что мы будем делать.
А руководитель проекта отвечает за то, как мы это сделаем.
Насколько, по вашему мнению, термин product owner применим для учетных систем 1С? Например, если product owner работает in-house, и 1С не является продуктом, который продается.
Не нужно это разделять, product owner может быть и для внешних продуктов, и для внутренних. Например, у нас в компании есть product owner личного кабинета. Он отвечает за то, как будет выглядеть личный кабинет и каким наполнением он будет обладать.
Но для внутренних продуктов же нет такого понятия, как монетизация, нет необходимости исследовать рынок.
Ваш рынок – это ваши внутренние пользователи. Ваша монетизация – это то, как вы сейчас решаете проблему.
Просто подсчитайте, сколько времени у вас в компании сейчас тратится на оформление и подачу документов – сколько денег могли бы заработать менеджеры за то время, пока пишут вам в личку, заполняют заявления и прочее.
Если вы создадите личный кабинет с тремя кнопками, вы можете это все оцифровать.
Переведите время, затрачиваемое в текущей ситуации, посчитайте, сколько будет стоить разработка нового решения, и у вас должна получиться математика.
*************
Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции INFOSTART EVENT.