Назначение программы
Программа предназначена для:
- Автоматизации рабочего места психологов образовательных учреждений, центров социальной помощи семье и детям, центров медико-психолого-педагогической работы и органов управления образованием.
- Проведения компьютерной психодиагностики детей и подростков (в возрасте от 5 до 20 лет).
- Сбора и консолидации результатов психодиагностики, полученных из образовательных учреждений с целью анализа и обобщения.
- Разработки норм к тестам на основе обработки полученных результатов тестирования.
Программа помогает обеспечить единую информационную среду, сопровождающую все этапы работы специалистов-психологов органов управления образования и психологических центров.
Программа разработана специалистами ООО Информационные системы в образовании, группы компаний Персонал Софт при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в рамках НИР Проектирование и исследование автоматизированной информационной системы компьютерной психодиагностики детей и подростков в 2011-12 г.
Состав психодиагностических методик, включенных в программу, подобран и адаптирован группой ведущих психологов МГУ им М.В. Ломоносова под общим руководством доктора психологических наук, профессора А.Н. Гусева.
Программа, как часть линейки программ для психологов образовательных учреждений
Программа объединяет в себе возможности следующих решений:
- 1С:Школьная психодиагностика. Базовая версия.
- 1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия.
В программе присутствуют методики, реализованные в обоих решениях. Ключевыми отличиями программы от перечисленных базовых версий являются:
- Поддержка многопользовательской работы.
- Открытый конструктор психодиагностических методик, обеспечивающий добавление в программу пользователями методик, используемых ими в практической работе.
- Возможности для разработки (включая валидизацию) собственных методик.
- Загрузка обезличенных результатов тестирования из базовых версий 1С:Школьная психодиагностика. Базовая версия и 1С:Дошкольная психодиагностика. Базовая версия.
- Обобщение данных тестирования учащихся и построение отчетов за район, округ, регион.
Назначением реализованных в программе методик:
В состав программы входят методики, предназначенные для оценки:
- Индивидуальных особенностей ребенка.
- Уровня развития познавательной сферы учащихся (сенсорно-перцептивные процессы, внимание, память, мышление, воображение, креативность).
- Мотивационно-потребностной и смысловой сфер личности.
- Социально-психологической адаптации в коллективе.
- Детско-родительских отношений.
- Различных аспектов девиантного поведения учащихся.
- Уровня различных способностей и задатков. Программа поддерживает проведение профориентации и профконсультации.
Методики, реализованные в программе:
- АСВ — анализ семейных взаимоотношений для родителей детей от 3 до 10 лет и от 11 лет до 21 года Э.Г. Эйдемиллер — В.В. Юстицкис;
- Беседа о школе — методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе» Т.А. Нежновой;
- Будь готов — активизирующая профориентационная методика Н.Н. Пряжникова;
- ДДО — дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова;
- Исследование самоотношения — методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева;
- Карта Стотта — карта экспертной оценки социально-психологической адаптации ребенка (методика наблюдения Д. Стотта);
- Методика Гинзбург — определение мотивов учения старших дошкольников (по методике М.Р. Гинзбург);
- Методика Дембо-Рубинштейн — методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн;
- Методика Матюхиной — методика определения преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу М.В. Матюхиной;
- Методика Стреляу — шкала оценок для измерения реактивности методика Я. Стреляу для изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся;
- Мотивация учения — методика изучения мотивации А.Д. Виноградова, Н.Л. Коновалова, И.А. Михаленкова, С.Т. Посохова, А.А. Хилько, Л.М. Шипицина;
- Необычное использование — субтест «Необычное использование» из батареи П. Торренса;
- НЛО — направленность личности в общении С.Л. Братченко;
- Опросник Басса — Дарки — диагностика состояния агрессии А. Басса — А. Дарки;
- Опросник для измерения толерантности;
- Опросник жалоб ребенка — BFK-K К. Хок, Г. Хесс, Е. Шварца;
- Опросник креативности Д. Джонсона;
- Опросник Спилбергера — самооценка тревожности Ч. Спилбергера — Ю.Л. Ханина;
- Опросник темперамента — опросник темперамента А. Томаса — С. Чесса;
- Опросник Томаса — методика определения стратегий поведения в конфликте К. Томаса;
- Опросник Филлипса — методика диагностики уровня школьной тревожности К. Филлипса;
- Опросник Шварца — ценностный опросник С. Шварца;
- Отношение к сверстникам — опросник для воспитателя об отношении ребенка к сверстникам;
- Отношение к чужому взрослому — опросник для воспитателя об отношении ребенка к чужому взрослому;
- ПДО — патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко;
- Полянки — методика «Лабиринт»;
- Пословицы — методика исследования мотивационных установок;
- Проба на произвольность;
- Проявление агрессии — опросник для воспитателя о проявлении агрессии у детей;
- Психолого-педагогическая характеристика;
- Раскрашивание кружков — методика определения уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности;
- Расписание — методика определения силы выраженности учебного мотива «Расписание»;
- САН — карта экспертной оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (модифицированный Курганским Н.С. вариант опросника САН);
- Сердечки и цветочки;
- Склонность к риску — Г. Шуберт;
- СПА Роджерса — Даймонда — методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса — Р. Даймонда;
- Страхи в домиках — методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»;
- Тест Амтхауэра — тест структуры интеллекта Амтхауэра, формы A и B;
- Тест руки — Э. Вагнера;
- ТЭА — тест эгоцентрических ассоциаций;
- Школьная тревожность — диагностика школьной тревожности E. Амен;
- Экспресс-опросник «Индекс толерантности»;
- Я в школе — методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников рисунок «Я в школе»;
- Якоря карьеры — Э. Шейн.
Тестирование
Технология электронных бланков обеспечивает проведение тестирования как за компьютером, на котором установлена программа, так и за любым компьютером, в том числе:
- Не подсоединенным по сети к компьютеру, на котором установлена программа.
- С операционной системой семейства Linux и Macintosh.
Дополнительно
Конфигурация разработана с использованием объектов инструментария Библиотека стандартных подсистем фирмы 1С.
Для создания батарей тестов используется инструментарий Adobe Flex SDK, распространяемый на условиях Mozilla Public License (MPL). Благодаря этому поддерживается тестирование в операционных системах семейств Linux и Macintosh.
Конфигурация предназначена для работы в режиме управляемого приложения на версии 8.2 платформы 1С:Предприятие 8. Исходный код конфигурации полностью открыт для изменений, аппаратная защита не используется.