В конфигурациях предыдущего поколения, таких как Управление торговлей 10.3, Управление производственным предприятием 1.3 (В 1С:УПП при работе в режиме «Партионного учета») все необходимые данные по учету товаров (где лежат, кому принадлежат, в каком состоянии и т.д.) хранились в отдельных измерениях регистров, при этом движения регистров переформировывались каждый раз при перепроведении документов (рис. 1).
Рис. 1
Такой подход был удобен на небольших объемах данных, на которых было легко исправить возможные ошибки в учете, заменить некорректные данные корректными и т.д. Однако, на больших объемах данных, когда количество документов в месяц составляет несколько тысяч и более, использование стандартного механизма перепроведения, то есть восстановления последовательности документов, уже весьма проблематично и требовало большого количества времени на свою работу в монопольном режиме (иначе не избежать блокировок работы других пользователей).
Кроме того, этот подход требовал больших временных затрат при расчете встречного выпуска при производстве (из-за итерационного подхода) и сдерживал возможности указания большего количества аналитики в регистре, что требовало большего количества регистров для хранения этих данных.
Поэтому в новых решениях, таких как 1С:Управление торговлей 11( 11.0.х, 11.1.х), 1С:Комплексная автоматизация 1.1 и 1С:УПП 1.3 Фирма 1С приняла решение:
- расчет себестоимости списания разместить в процедуре закрытия месяца,
- начать использовать индексные справочники, которые объединили большой набор измерений регистра в одно измерение – ссылку на индексный справочник. Благодаря этому получалось значительное уменьшение размеров таблиц движений и итогов по регистрам учета себестоимости. Это была «Расширенная аналитика учета затрат» (рис. 2).
Рис. 2
Как видно на рисунке, в четырех реальных измерениях регистра хранится более 25 «ссылочных» измерений. Из-за ограничений SQL было проблематично реализовать это в одном регистре в «старом» варианте. Теперь движения документов, отвечающие за количество списанного, проводились сразу при проведении документа (возможно с так называемой «Предварительной себестоимостью», если она рассчиталась), а окончательная себестоимость и проводки по ней (уже без количества) формировались уже процедурой «Расчет себестоимости» в закрытии месяца. Такой механизм позволял уйти от обязательного перепроведения документов по ТМЦ для расчета себестоимости, но всё же требовал значительных затрат времени при перепроведении документов, если оно все же понадобилось.
Дальнейшим развитием этого механизма послужил механизм учета ТМЦ «По видам запасов». Он в течении времени также менялся, поэтому рассмотрим современную версию.
Подход РАУЗ был в некотором смысле слишком глобальным (учет ТМЦ и затрат на одном большом регистре), и в современных решениях количество полей в индексных справочниках было заметно уменьшено, а главное – они были более логично сгруппированы (рис. 3).
Рис. 3
В «Аналитике учета номенклатуры» сгруппированы «управленческие» характеристики, а в «Виде запасов» — относящиеся к регламентированному учету: юридическое лицо, тип запасов, вид налогообложения и важная характеристика - «группа фин. учета», в которой и задается способ отражения по счетам учета (рис. 4).
Рис. 4
Вроде всё понятно и логично, но есть один нюанс. Для роста производительности, уменьшения случайных изменений учета при перепроведениях, а также для возможности ручного выбора – виды запасов в документах расхода теперь хранятся в отдельной скрытой табличной части, которая не перезаполняется при перепроведении документа (даже если она сформирована автоматически). Например, если поменять группу фин. учета в товаре и перепровести документы с его участием, это не повлечет изменений в учете, так как документы уже «запомнили» старый вариант (рис. 5).
«Да здравствуют отрицательные остатки!».
Рис. 5
Конечно, в 1С:Комплексная Автоматизация,2.4, 1С:ERP и 1C:Управление Торговлей, 11 есть инструмент, который может помочь исправить эту ситуацию. Он находится в закрытии месяца и выводится в том случае, если система считает, что он может помочь (рис. 6 и 7).
Рис. 6
Рис. 7
Однако он может справиться не всегда. Например, не может решить проблему некорректных видов запасов в документах поступления. В этом случае приходится применять один из трех подходов:
- Править виды запасов вручную. Очень трудоемкий подход.
- Отменять проведение документов с очисткой видов запасов в документах поступления и потом их заново проводить Тут могут возникнуть сложности, если в базе есть контроль отрицательных остатков организаций или на складах. Кроме того, при групповом проведении документов в КА 4 и ЕРП документы часто блокируют сами себя из-за реализации части проведения в виде фоновых заданий.
- Очистить виды запасов обработкой у проведенных документов и потом перепровести их. Может потребоваться несколько итераций.
Мы рекомендуем третий подход, как самый быстрый из возможных.
Также в интернете встречаются расширения, включающие перезаполнение видов запасов при каждом перепроведении документов.