Архитектура прикладных решений целевой системы учета

24.12.21

Управление проектом

В продолжении темы перехода с 1С: УПП на современные системы учета, предлагаем вашему вниманию статью Руководителя проектов ООО "Infostart" - Рассохина Дениса, о том какие вопросы необходимо задавать при выборе решения перехода на новую целевую архитектуру прикладных решений.

 

С целью осветить общие вопросы перехода, мы публикуем серию статей исходя из опыта корпоративного отдела внедрения ООО "Infostart":

Предыдущие статьи:
1) Переход с УПП на современные программные продукты Фирмы 1С


Давайте поговорим об архитектуре прикладных решений. А именно о том, что необходимо знать, чтобы выбирать программное обеспечение. 


Мы не будем разбирать особенности каждой локальной системы и углубляться в вопросы ИТ-архитектуры в целом – если такая необходимость возникнет, я предлагаю обратиться к замечательной статье «Архитектор – строит, а что делает аналитик?». Мы обсудим общие вопросы выбора программного обеспечения и управления проектом автоматизации.

Итак, если перед вами стоит задача по созданию новой или модернизации существующей автоматизированной системы, в первую очередь возникают такие вопросы: 

  • на какую систему перейти? 
  • будет ли это единая система или даже система систем?

 

 

В качестве примера целевой системы для учета хозяйственной деятельности предприятия рассмотрим универсальный и мощный программный продукт «1С:ERP Управление предприятием» (далее ERP). 

Первым делом нужно провести анализ требований к системе – он будет построен на том, какие именно виды деятельности есть на предприятии.

Например, если мы возьмем за основу производственное предприятие, то в нем, как минимум:

  • возникает необходимость вести учет в производственных цехах, а значит, нужен блок производства;
  • далее произведенную продукцию нужно продать – значит, нужен еще и блок продаж;
  • чтобы что-либо произвести, нужно обеспечивать производственные цеха сырьем и материалами – а значит, нужен блок  закупок;
  • необходимые для производства товарно-материальные ценности нужно хранить и обеспечивать контроль остатков – здесь потребуется функциональность для складского учета;
  • а еще – нужно автоматизировать управление денежными средствами, блок управления кадрами, расчет заработной платы, регламентированный учет, бухгалтерскую и налоговую отчетность…

В рамках одной системы это может выглядеть так, как показано на функциональной схеме 1С:ERP (Рис. 1):

 

 

(Рис. 1)

 

Но если углубиться в анализ требований для каждой предметной области, можно обнаружить, что функциональности, имеющейся в 1С:ERP, недостаточно. 

Например, из 1С:ERP нет возможности выполнить типовую интеграцию с офисной телефонией или с сервисами лидогенерации. Но эти функции есть в специализированном продукте 1С:CRM. Или еще один пример – организация тендерных закупок сырья и материалов для обеспечения потребностей предприятия. Для решения этой задачи можно использовать специализированное решение – например, программный продукт PROF-IT SRM: Управление закупками. 

Таким образом, автоматизированная система предприятия зачастую может включать не одну конфигурацию, а две или даже больше. В этом случае мы также должны определиться, каким образом организовать их взаимодействие между собой: какими данными будут обмениваться конфигурации, с какой периодичностью и в какое время, будет ли синхронизация двусторонней или предполагается выгрузка только в одну сторону.

Еще один аспект, который следует учесть при построении архитектуры – это разделение на управленческий и регламентированный учет. Например, если в рамках предприятия действует несколько организаций, и нам для оперативной, возможной, продажи одного из юридических лиц, а  по закону требуется предоставить покупателю базу данных учета хозяйственной деятельности, тогда архитектура системы должна предусматривать такую возможность. В этом случае разумно организовать единую информационную базу 1С:ERP для ведения управленческого учета по всем юрлицам группы компаний, а для формирования регламентированной отчетности выгружать первичную документацию по каждой организации в отдельные информационные базы 1С:Бухгалтерии. В результате в 1С:ERP будет складываться объективная картина по всему бизнесу компании, а в бухгалтерских конфигурациях будет вестись только регламентированный учет по отдельным юрлицам. Тогда при продаже части бизнеса мы сможем оперативно передать все данные учета без каких-либо проблем и вывести одно из юридических лиц из структуры. Если мы не продумаем такую архитектуру заранее, выгрузить из ERP данные только по одной из организаций будет крайне сложно и очень ресурсоемко.

Подобный анализ нужно проделать для каждой бизнес-единицы предприятия. В результате может оказаться, что для складского учета нужно отдельное решение, например, Solvo.WMS, учет производственных операций будет реализован в MES-системе Siemens.MES, управление автотранспортом – в 1С:УАТ и так далее. 

При этом консолидирующую роль будет выполнять все так же 1С:ERP, как некое базовое решение (Рис. 2)

 

(Рис. 2)

 

Однако не стоит впадать в крайность и использовать для каждой функции отдельные автоматизированные решения. При корректном сопоставлении требований бизнеса и возможностей программного обеспечения можно соблюсти баланс между типовыми и специализированными продуктами.

Если проект по внедрению будет реализовываться внутренними специалистами, то из-за отсутствия практического опыта процесс может растянуться во времени, поскольку придется самостоятельно консолидировать и анализировать огромный объем данных. А в случае успеха самостоятельного решения удастся сократить финансовые затраты на внедрение и сформировать внутри предприятия необходимые для дальнейшей работы компетенции. В качестве преимуществ отметим также оперативное принятие решений и минимальный бюрократический цикл.

  • Если же у вас нет возможности использовать собственные ресурсы, то для работ привлекаются внешние подрядчики. В случае, если для ведения проектов будет выбрана технология «Водопад» - подробнее про водопад тут, вам предстоит длительное обследование всех необходимых бизнес-единиц предприятия, множество процессов согласования, бюрократических циклов, ведение проектной документации – в том числе план-графика работ и отчетных документов. Возможно может показаться, что это утопия, но, в этом есть преимущества, поскольку на каждом этапе выполнения работ у вас будут результирующие документы с подробным описанием и глубоким анализом происходящего у вас на предприятии. Такое качественное документирование коммуникаций в проекте позволяет минимизировать затраты на управление. Но в любом случае, это тоже будет трудозатратно.
  • Еще один из вариантов организации проекта – это гибридный подход, когда часть работ выполняются самостоятельно, а часть – подрядчиком. В этом случае нужно обеспечить максимально четкое разграничение ответственности, постоянно контролировать – кто, что выполняет, своевременно консолидировать новые данные в одну общую картину. Выбирать такой вариант без опыта не рекомендую – он порождает очень много вопросов и усложняет управление проектом.

В любом случае, перед проектом автоматизации вам нужно проанализировать архитектуру используемой системы и текущие бизнес-процессы. И исходя из этого выбрать для себя подходящее решение.

Сейчас нет дефицита информации о программных продуктах, которые помогают автоматизировать те или иные бизнес-процессы – все можно найти в интернете. Основная сложность заключается как раз в избытке этой информации и сложности выбора из различных решений. Поэтому, если чувствуете, что не сможете собственными силами выбрать подходящее решение и адаптировать его под актуальные задачи проекта – ищите на выполнение этих работ подрядчика, который в полной мере понимает сложность задач и имеет опыт в профильных областях.

Если задача внедрения включает несколько функциональных областей и предполагает существенные изменения в работе пользователей, настраивайтесь на длительный проект. Например, такой большой проект, как переход с УПП, не выполнить за три или шесть месяцев – следует понимать, что он требует гораздо больше усилий.

Еще один плюс в пользу подрядчиков – это наличие ресурсов для выполнения проекта. У профильных исполнителей обязательно есть определенный резерв, что позволяет в какой-то мере минимизировать риски, связанные с отсутствием необходимого персонала.

Кроме этого, у опытного подрядчика есть своя наработанная технология выполнения проекта, необходимые шаблоны документов, навыки обхода подводных камней, которые встречаются из проекта в проект.

Поэтому, если хотите, чтобы в проекте был порядок, лучше обратиться к профессионалам.

УПП переход поддержка

См. также

1С:ERP Управление предприятием 2

Типовые Комплексное управление ресурсами (ERP) Платформа 1С v8.3 Россия Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий учет Платные (руб)

«1С:ERP Управление предприятием 2» – решение для построения комплексных информационных систем управления деятельностью многопрофильных предприятий крупного и среднего бизнеса. Особое внимание при разработке было уделено реализации функциональных возможностей, востребованных крупными предприятиями различных направлений деятельности, в том числе с технически сложным многопередельным производством.

510000 руб.

19.02.2016    86985    59    3    

59

10 типовых рисков срывов проекта. Памятка для внедренцев и заказчиков

Кейсы проектов Бесплатно (free)

Как определить, что риск проекта высок настолько, что взяться за него – в 99% случаев значит потерять драгоценное время, деньги и другие ресурсы? Как еще до старта определить, что проект в лучшем случае на выходе станет пародией на задуманное, а в худшем – будет сорван? Сформулируем список типовых рисков срывов проекта и постараемся уберечь от ошибок внедренцев и заказчиков.

20.12.2023    2771    0    1СERP    21    

31

Внедрение крупного проекта на ERP 2.5 с применением методических решений из УПП 1.3 и обеспечением товаров с разных складов с учетом серий

Кейсы проектов Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Россия Бесплатно (free)

В 2021 году начали проект в дистрибьюторской компании. Имели большой опыт внедрения УПП, но периодически возникали вопросы. Зачем что-то придумали в ERP, что стало менее удобнее, чем было в УПП? Почему нельзя было взять лучшие идеи из УПП и ERP и скрестить их? А идея, что обеспечение нужно выносить из заказов, с каждым новым проектом находила все большее подтверждение. В итоге на этом проекте удалось применить лучшие (на мой взгляд) методические решения, которые мне довелось внедрять в конфигурациях УПП и ERP, в т.ч. подход, что реагировать нужно только на важное (то, как на заре появления ERP Фирма 1С ее позиционировала).

05.07.2023    14301    0    ASchekachev    37    

55

Организация работы внутренней команды 1С с помощью Канбан

Канбан и поставка ценности Бесплатно (free)

Когда ИТ-отдел разрывается между разнотипными задачами от внутренних заказчиков, стоит посмотреть в сторону гибких подходов. О том, как, используя три практики Канбана – WiP-лимит, визуализация и распределение по сервисам – улучшить отношения с заказчиками, не бояться давать обещания по срокам и укладываться в них, на конференции Infostart Event 2021 Moscow Premiere рассказал руководитель направления 1С в компании UTG Станислав Алексенко.

28.06.2023    5852    0    stnslv    5    

25

Технология проекта внедрения 1С:ERP – как управлять большим проектом

Управление проектом Команда Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Управление холдингом Бесплатно (free)

Предыдущие мои статьи на тему управления проектами носили концептуальный характер – ради чего мы делаем проекты, почему мы не получаем поддержку от коллектива пользователей, где найти помощь и мотивацию, как победить сложного заказчика. Теперь от концепций перейдем к технологии. Первая часть будет посвящена вопросам декомпозиции проектных задач на подзадачи для выявления узких мест нашего проекта.

10.02.2023    4699    0    andironenko    2    

31

На что похож ваш продукт: на Аквариум или на Муравейник? 

Инструменты управления проектом Бесплатно (free)

Давайте поиграем в метафоры в лучших традициях экстремального программирования. А заодно проведем новогодний конкурс - на лучшую метафору для автоматизированного продукта

27.12.2022    2746    0    MariaTemchina    28    

23

ТРИЗ. Решение нерешаемых проблем в бизнесе

Управление проектом Бесплатно (free)

Советскую теорию решения изобретательских задач давно применяют крупнейшие мировые корпорации, причем не только в технологической области, но и в сфере бизнеса. На конференции Infostart Event 2021 Post-Apocalypse основатель бизнес-клуба ТРИЗ Алексей Благих рассказал, как с помощью ТРИЗ решать нерешаемые задачи, и почему метод проб и ошибок здесь не поможет.

09.11.2022    4186    0    user1576201    10    

17

Я - ЗУПер! Часть 1. Компетенции сотрудников.

Бизнес-анализ Управление проектом Команда Управление ИТ Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

Цикл статей о том, почему акушер-сантехник широкого профиля - это ПЛОХО. Расскажу плюсы специализации на одной предметной области. Рассмотрим понятные аналогии из других областей. Проанализируем пару вакансий, естественно без указания компании.

09.09.2022    10667    0    biimmap    79    

75
Оставьте свое сообщение