В этой статье мы поговорим про одну из важнейших составляющих интернет-магазина – это доставку. Пожалуй, от того, насколько качественно работает доставка в вашем интернет-магазине, зависит то, насколько часто у Вас будут покупать клиенты, и будут ли они в дальнейшем совершать повторные покупки. Свое первое знакомство с интернет-магазином я совершил более 20 лет назад. Тогда в интернет-магазине я заказывал книги. Почему я делал это именно в интернет-магазине? Дело в том, что в том городе, в котором я проживал, не было возможности приобрести ту литературу, которая мне была нужна для изучения некоторых технических специальностей. Именно поэтому мне пришлось на свой страх и риск заказать в интернет-магазине нужную литературу и через чуть больше 10 дней забирать долгожданную посылку. Это был невероятный опыт! Эта история учит нас тому, что главная причина, из-за которой произошла покупка в этом интернет-магазине, который находился за тысячи километров от моего родного города, была возможность доставить данный товар в удобное для меня место получения и возможность оплатить заказ при получении.
Службы доставки можно разделить на следующие группы:
1) К самой первой группе и, пожалуй, к одной из самых старейших служб доставки, я бы отнёс Почту России. С Почтой России я начал работать очень давно, и это была та служба доставки, с который я начинал свое знакомство с интернет-торговлей. Ведь все товары, которые я отправлял, отправлялись именно через Почту России, естественно с наложенным платежом, чтобы клиент мог оплатить товар непосредственно при получении. Почта России имеет как плюсы, так и минусы. Но в данном случае количество минусов, к сожалению, сильно перевешивает. Особенно с учетом того, что на рынке появилось огромное количество служб доставки, которые могут конкурировать не только по скорости обработки заказа и скорости доставки, а еще и по цене. В чем же плюсы почты России? В первую очередь главный плюс почты России заключается в том, что это самая большая сеть доставки в России. Такого количества отделений, какое есть у Почты России, не существует ни у одной службы доставки. Даже в маленьких деревнях, поселках, селах есть какое-то отделение Почты России, куда в любом случае можно доставить вашу посылку. Следующим преимуществом Почты России является то, что у почты России есть такая функция, как наложенный платеж. Наложенный платеж – это возможность приема оплаты от клиента, в момент получения заказа. Безусловно, в этом способе оплаты есть свои нюансы, не буду греха таить, на момент сотрудничества с Почтой России у меня были некоторые проблемы с получением оплаты от клиента и в частности с пересылкой денежных средств на мой расчетный счет. Часто платежи «терялись», вероятно, сейчас эту проблемы они уже решили. Помимо этого, у Почты России сейчас появилась возможность работы через так называемый API. То есть сейчас ей доступны все современные способы автоматизации, которые присутствуют у конкурирующих служб доставки. Кроме того, Почта России достаточно часто дает очень гуманные тарифы, если вы отправляете какие-то негабаритные товары. Официальный сайт компании: https://www.pochta.ru
Сейчас у Почты России довольно широкие возможности для интеграции и хороший саппорт. Он отвечает, и притом довольно быстро. Я начинал с ними работать, когда интеграция с ней представляла собой просто создание ZIP архивов с INI файлами и текстовые файлы с данными об отправлениях, сейчас они имеют довольно неплохое API и документацию, которая дает ответы на все вопросы. Более того, в 2020 году у меня был опыт автоматизации продаж на EBAY с использованием Почты России. Интересно то, что отправка шла в США. Почту России клиент выбрал из-за комфортных тарифов на доставку (и на тот момент приемлемый срок доставки).
Из этого можно сделать вывод, что компания серьезно поработала над сервисами для клиентов, как минимум в области автоматизации процессов.
2) Следующий группа служб доставки это так называемые постаматы. К этому способу доставки относятся PickPoint (https://pickpoint.ru), Boxberry (https://boxberry.ru). Их главная особенность заключается в том, что они доставляют посылку либо бандероль не прямо в руки получателю, а в определенное место, где находятся постаматы, и клиент может, зная свой секретный код, получить свою посылку или бандероль. Постамат – это шкаф с ящиками, у каждого из которых есть свой уникальный номер. Клиенту перед получением заказа отправляется секретный номер, с помощью которого можно открыть постамат. Безусловно, у разных служб доставки есть разные алгоритм открытия «ящика» с заказом. Где-то можно сделать через мобильное приложение, где-то через СМС код. Суть работы от этого не меняется.
Это достаточно интересное решение, особенно если клиент находится в близком расположении с постаматами. Также такое решение очень удобно, если клиент хочет не контактировать с оператором или курьером при получении товара. Естественно, существует карта этих постаматов. Многим клиентам действительно выгодно выбрать данный способ доставки, тем более, что он достаточно доступен по цене и часто, особенно для недорогих заказов, этот способ является приоритетным.
В моей практике такой способ доставки имел огромную популярность у секс-шопа, который мне приходилось автоматизировать. В данном случае, большинство клиентов не хотели иметь зрительный контакт с курьером при доставке.
3) Третья группа – это курьерские службы. К курьерским службам мы можем отнести такие компании, как СДЭК (https://www.cdek.ru), DPD (https://www.dpd.ru) и т.д. Главная особенность этих компаний заключается в том, что они способны за очень короткий промежуток времени доставить ваш заказ прямо в руки клиенту. Курьерские службы имеют возможность доставить товары с наложенным платежом, то есть получить денежные средства при вручении товаров у вашего клиента. Также у подобных компаний есть возможность доставки до пункта самовывоза. Это, естественно, дает возможность отправить товар по гораздо более низкому ценнику и тем самым уменьшить стоимость доставки.
Большинство курьерских служб доставки имеют хорошее API, с помощью которого можно отправлять заказы (отслеживать и.т.д.). Курьерские службы являются максимально универсальным способом доставки. Они способны покрыть более чем 90% потребностей большинства интернет-магазинов, если вы доставляете достаточно крупногабаритные товары, например, музыкальные инструменты или еще какие-то специфические товары, то курьерские службы в данном случае будут не самым оптимальным решением.
4) Для крупногабаритных товаров отличным решением будут транспортные компании. К таким компаниями относятся Деловые линии (https://www.dellin.ru), Грузовозофф, ПЭК. Эти компании позволяют перевозить достаточно крупногабаритные заказы, но отличительная особенность их в том, что доставка осуществляется до пункта выдачи. То есть по сути той самой точки, где находится данная транспортная компания (где находится ее основной склад). И в этом случае клиенту, естественно, придется ехать в это место и забирать оттуда заказ.
5) Одним из интереснейших решений на рынке доставки для интернет-магазинов в данный момент являются так называемые агрегаторы службы доставки. По сути своей это компании, которые позволяют, заключив с ними всего лишь один договор, отправлять заказы через множество разных служб доставки. При этом их IT решения позволяют выбрать наиболее выгодный тариф для того, чтобы вы могли определить, в каком направлении выгоднее отправить товары Почтой России, а в каком направлении выгоднее использовать какую-то популярную курьерскую службу. К таким компаниям можно отнести компанию Shiptor (https://shiptor.ru), которая позволяет работать с такими компаниями, как СДЭК, Боксберри, DPD и еще большим количеством служб доставки.
Как правило, подобные компании получают процент от служб доставки, через которые они осуществляют доставку. Однако за это они предоставляют серьезное IT решение, которое может сэкономить много времени. Один из главных минусов, который я вижу в этом способе доставки – это доставка до склада «компании агрегатора». Далеко не из каждого города это будет возможно сделать.
6) Ну и последним завершающим способом доставки являются свои курьеры. Этот способ доставки наиболее интересен, если вы планируете доставлять товары по городу, и вам нужно это сделать достаточно быстро. В этом случае вы можете нанять курьеров, которые будут по сдельному тарифу, например, 300 рублей за один заказ, делать доставку по городу. Безусловно, у собственных курьеров есть как плюсы, так и минусы. Главным плюсом мы можем назвать, конечно же, то, что здесь доставка осуществляется достаточно быстро, то есть вы можете послать собственного курьера, который по городу в день заказа отвезет заказ и впоследствии привезет вам денежные средства. Главным минусом собственных курьеров является то, что Вы доверяете человеку, который вероятнее всего не находится в штате ваших сотрудников, и с которым, скорее всего, нет каких-то договорных отношений, материальную ценность, которую нужно отвезти клиенту. А также вы даёте ему возможность получения денежных средств от клиента. Вероятность того, что курьер будет не очень добросовестным человеком, очень велика. Поэтому еще на этапе начала использования собственных курьеров необходимо провести базовый аудит данных сотрудников. Обязательным будет, конечно же, получение паспортных данных этих сотрудников, а получение рекомендаций с прошлого места работы будет прекрасным дополнением. Если у вас есть возможность получить более подробную информацию с предыдущего места работы данного сотрудника - это будет идеальным вариантом для того, чтобы проверить добросовестность и честность потенциального сотрудника.
На сегодняшний день многие из перечисленных компаний имеют «комбинированные» варианты доставки. Например, СДЭК может доставлять и на ПВЗ, и курьером. У Почты России есть отдельное направление «EMS», которая позволяет доставлять «прямо в руки», без похода в отделение. Из своего опыта могу сказать, что тарифы на такую доставку значительно выше, чем на «стандартную» доставку от Почты России, однако сказать, что скорость доставки значительно выше, я не могу.
Мы с вами рассмотрели наиболее популярные способы доставки для вашего интернет-магазина. Теперь вам нужно определиться, какой из них будет наиболее приемлемым для вас. Безусловно, вам нужно будет проанализировать то, насколько габаритным будет товар, который вы будете отправлять, а также ту географию, по которой вы планируете в дальнейшем работать. Также немаловажным фактором будет наличие подходящих тарифов для отправки ваших товаров.
В следующей статье я дам пошаговый план интеграции с любой службой доставки. Рассмотрим каждый из перечисленных способов.