ТС ПИоТ - не обновление, а перелом. Почему тренд на "подписку вместо покупки" доберется до касс и как к этому подготовиться

28.01.26

Интеграция - ЭДО и ОФД

Дедлайн по ТС ПИоТ в 2026 году - это не просто техническое обновление, а начало конца для классической кассы. Всё идёт к тому, что скоро всё сложное железо и ПО станут ненужными. На смену придёт простая арендуемая коробка с подпиской, которая берёт всё из облака: и фискализацию, и проверку маркировки. В конечном счете это станет выгодно бизнесу. В этой статье - мой прогноз, как изменится вся розничная автоматизация и к чему нужно готовиться уже сейчас.

Вступление: точка, где мы находимся

Прошлой статьей про ТС ПИоТ я, кажется, задел нерв многих читателей Инфостарта (46 тысяч просмотров, сотни комментариев) - все обсуждают, как подключить модуль, какое оборудование выбрать, как избежать штрафов. Это понятно: дедлайн 2026 года висит дамокловым мечом, бизнес ищет конкретные инструкции.

Но сегодня я хотел написать не о том, "как подключить", а о том, "куда это ведет". Потому что ТС ПИоТ - это не просто очередное обновление кассы. Это симптом системного сдвига, который перевернет розничную автоматизацию в ближайшие несколько лет.

Позвольте провести историческую параллель. В конце 2000-х компании покупали сервера, ставили их в свои серверные, нанимали сисадминов. Сегодня множество корпоративного софта работает в облаке по подписке. Переход от CapEx (капитальные расходы) к OpEx (операционные) стал главным финансовым трендом десятилетия.

Сейчас этот тренд подбирается к последнему бастиону локальной автоматизации - к кассовому оборудованию. Думаю, что ТС ПИоТ - это первый, но не последний шаг.
 

Часть 1: Анатомия современной кассы - почему система стала слишком сложной

Давайте честно посмотрим на то, что сегодня представляет собой "просто касса" в розничном магазине:

  1. Физическое железо: ККТ (контрольно-кассовая техника, которая включает фискальный накопитель и принтер чеков), сканер 2D-кодов (обязателен для маркировки)

  2. Локальное ПО: Драйверы, кассовая программа (Frontol, 1С:Розница и др.)

  3. Специализированные модули:

    • Локальный модуль Честного Знака (интеграция с ГИС МТ)

    • ТС ПИоТ (проверка кодов маркировки в момент продажи) - с 2026 года

    • ЕГАИС (для алкоголя - пока еще отдельный контур)

  4. Сетевые компоненты: Настройка обмена с ОФД, интеграция с учетной системой

  5. Лицензии и подписки:

    • Лицензия на кассовое ПО, в основном подписка

    • Подписка ОФД

    • Лицензия на ТС ПИоТ

И здесь мы сталкиваемся с первым парадоксом системы: двойной режим работы.

До сих пор существует параллельная работа двух режимов:

  • Уведомительный режим:
    касса отправляет данные о продаже маркированного товара в Честный Знак через ОФД. Многие бизнесы отключают ожидание ответа для ускорения работы кассы.

  • Разрешительный режим:
    Касса обязана получить разрешение на продажу каждой маркированной единицы перед пробитием чека.

Зачем поддерживать две системы одновременно? Технический ответ - видимо, плавный переход.

Практический - не понятно.

В итоге, сегодня нужно работать в одном режиме, завтра - полностью перестроиться под другой. А каждый такой "завтрашний день" требует серьезных инвестиций.

Каждый компонент в этой системе - это:

  • Отдельная закупка (часто у разных вендоров)

  • Отдельная лицензия (с разными сроками действия)

  • Отдельные обновления и сертификация

  • Отдельные точки отказа

  • Отдельный договор и счет

Вот реальные затраты на переход, которые увидит бизнес в 2026: Для сети из 50 магазинов:

  • Основные расходы: 50 лицензий ТС ПИоТ от 5 000 руб. за кассу = от 250 000 руб. единовременно или в подписке

  • Оборудование: Замена или перепрошивка ККТ без поддержки новых требований. Новая касса или плата за обновление ИТС (например, у АТОЛ) = от 1,5 млн руб.

  • Интеграция: Работа специалистов по настройке и обновлению ПО на всех точках = еще 300+ тыс. руб.

И это только цена перехода от текущего режима к новому. 
Каждое новое требование регулятора в будущем будет означать повторение этого цикла:

Оценка совместимости оборудования → закупка обновлений или нового железа → оплата лицензий → работа интеграторов.

Система достигла критической сложности. В истории технологий такое состояние всегда предшествует фундаментальному упрощению - переходу на новую архитектурную модель, где сложность централизуется, а на точках продаж остается только минимально необходимая функциональность.
 

Часть 2: Драйверы изменений - почему сдвиг неизбежен

1. Экономический - логика CapEx → OpEx

Любой финансовый директор крупной сети мечтает превратить непредсказуемые капитальные расходы (закупка оборудования, срочное обновление, покупка новых лицензий и т.д.) в предсказуемые операционные (ежемесячная подписка). Это:

  • Улучшает cash flow

  • Снимает риски устаревания оборудования

  • Позволяет масштабироваться без единовременных вливаний

Когда стоимость владения одной кассовой точкой превышает 50-80 тыс. рублей (железо + лицензии + обслуживание), экономика начинает требовать альтернативы. Для сети из 50 точек это 2,5-4 млн рублей «замороженных» в оборудовании, которое морально устаревает за 3-4 года.

 

2. Технологический - все уже готово

Задумайтесь:

  • ФН уже бывают облачными

  • Проверка маркировки (ТС ПИоТ) - программная операция, интегрирующаяся с ФН для подписи данных

  • Печать чека и сканирование ШК - тривиальные периферийные устройства, работающие по USB

  • 1С и другие учетные системы массово переходят на подписку
     

Технически, касса - должно быть "тупым" планшетом с подключенным принтером чеков и сканером. 
Все остальное - историческое наследие и регуляторные требования.

 

3. Регуляторный - парадокс распределенной монополии

Современная экосистема фискализации - это распределенная монополия:

  • Производство ФН - ограниченный круг лицензированных производителей

  • ПО для ТС ПИоТ - сертифицированные разработчики, а могут быть и производители ФН, как Ивента

  • Оператор Честного Знака - утвержденный участник

В итоге каждый элемент цепочки - это бизнес структуры. Бизнес, который продает свое участие в цепочке контроля для государства.

Но в этой системе есть фундаментальное противоречие: чем сложнее и дороже система, тем хуже для масштабирования цифровой экономики государства.

Вскоре регулятор встанет перед выбором:

  1. Продолжать усложнять систему, добавляя новые модули и оборудование и т.д.

  2. Упростить до единой платформы, где контроль осуществляется централизованно
     

Я считаю, что ТС ПИоТ - это пробный шар. Перенос сложной логики проверки в единый сервис. Технически и экономически, следующий логичный шаг - перенос туда же функций ФН.

 

4. Рыночный - примеры уже есть

Посмотрите на смежные рынки:

  • Такси: водитель нуждается только в смартфоне, все остальное - в облаке (Яндекс.Такси, Uber)

  • Доставка: курьер с телефоном, интеграция с ресторанами и логистикой через API

  • Банкинг: мобильный банк вместо отделения

Розница - один из последних секторов, где точка продажи требует специализированного, сложного, дорогого оборудования.
 

Часть 3: Сценарий KaaS - как может выглядеть касса в скором времени

Давайте опишем конкретный сценарий, который становится все более вероятным.

ТС ПИоТ создаёт прецедент для реальной "Кассы как Услуги" (KaaS). Почему она невозможна сегодня? Главная причина в законе: облачная касса - это решение для онлайн-торговли, где нет физической точки продаж.

Сейчас законодательство разделяет кассы по месту использования:

  • Для интернет-торговли и услуг - можно использовать облачную кассу, ФН при этом находится в дата-центре оператора.

  • Для стационарной розничной точки (магазина) - обязателен физический ФН, установленный в кассовом аппарате на территории магазина. Это закон.

ТС ПИоТ ломает эту логику. Он впервые для розничной точки законодательно вводит обязательную проверку через ФН и внешний облачный сервис. Касса в магазине больше не автономна - она должна в режиме реального времени запрашивать разрешение на продажу у удалённой системы.

Это меняет всё. Как только регулятор признал, что критически важная функция контроля может быть вынесена из магазина в облако, открывается путь и для фискализации. Следующий шаг - создание регулируемого сервиса "Облачный ФН для розницы".

Как это может быть технически:

  1. Вы арендуете/покупаете только периферию: принтер чеков, сканер, дисплей покупателя (или используете планшет)

  2. Устанавливаете на планшет/ПК тонкое клиентское приложение

  3. Все остальное - в облаке:

    • ФН-функционал (ФН-Сервер)

    • Проверка маркировки через ТС ПИоТ

    • Интеграция с вашей 1С через стандартизированный API

    • Хранение чеков, аналитика

Экономическая модель: Подписка 990-1990 руб./месяц за "кассовое место".
В стоимость входит:

  • Облачный ФН с лимитом чеков

  • Лицензия ТС ПИоТ

  • Обновления и сертификация ПО

  • Техподдержка 24/7

  • Резервное оборудование (при поломке периферии)

Для кого это может быть выгодно:

  • Сети от 10+ точек: экономия на капзатратах 30-50%

  • Стартапы и малый бизнес: низкий порог входа

  • Франшизы: единый стандарт для всех франчайзи
     

Часть 4: Кто выиграет и кто проиграет в новой реальности

Под угрозой:

  1. Производители "тупого" железа: ККТ без развитого API, без облачной стратегии

  2. Интеграторы-продавцы: Те, кто зарабатывает на разовых продажах оборудования и лицензий

  3. Разработчики локального кассового ПО: Кто не успеет перейти на облачную/SaaS-модель

В выигрыше:

  1. Крупные облачные ОФД-операторы: У них уже есть инфраструктура и доверие регулятора

  2. Интеграторы-сервисники: Кто научится продавать и сопровождать подписки

  3. Разработчики 1С и других ERP: Единый API облачной кассы упростит интеграции в разы

  4. Конечный бизнес: Предсказуемые расходы, автоматические обновления, масштабируемость
     

Часть 5: И что дальше? Стратегический выбор

Итак, мы видим картину:

  1. Система кассовой автоматизации достигла предела сложности и стоимости.

  2. ТС ПИоТ - не конечная точка, а начало перехода к облачной сервисной модели (KaaS).

  3. Экономика, технологии и даже логика регулятора толкают рынок в эту сторону.
     

Перед бизнесом и ИТ-специалистами сейчас появляется два принципиальных пути:

Путь №1: Оплачивать прошлое (логика "железа")

Вы продолжаете мыслить категориями 2010-х:

  • Касса - это актив в балансе (оборудование, которое покупают, амортизируют и списывают).

  • Обновление - это проект с бюджетом, сроками и интеграторами.

  • Риск - это штраф за несоответствие. Вы платите за лицензии, чтобы штрафов не было.

  • Ваш ключевой поставщик - производитель "коробок" (ККТ).

К чему это ведет? 

К вечному догонянию, как сейчас.

2026 - ТС ПИоТ, 2028 - следующее требование, 2030 - совместимость с чем-то еще.

Каждый раз - новые затраты, новые проекты, новый стресс.

В итоге вы платите не за функцию "продать товар", а за право соответствовать всем требованиям.

Путь №2: Инвестировать в будущее (логика "сервиса")

Вы начинаете мыслить категориями 2030-х:

  • Точка продажи - это сервис, потребляемый бизнес-процессом.

  • Обновление - это автоматический апдейт в облаке провайдера.

  • Риск - это простой сервиса. Вы платите провайдеру за SLA (гарантии уровня обслуживания).

  • Ваш ключевой партнер - оператор платформы, который обеспечивает работу.

Что это дает? 
Предсказуемость. Ваши расходы на кассу становятся операционными (OpEx) и линейными: N точек × фиксированная абонплата.
Функция "продать товар" превращается в коммунальную услугу, как интернет или электричество.
Ваша задача - не настраивать, а выбирать лучшего провайдера этой услуги.


Заключение: ТС ПИоТ - это вопрос архитектурной зрелости

Давайте соединим все точки.

Технологическая эволюция кассовой точки за последние 10 лет выстроилась в четкую последовательность:

  1. ОФД → вывод данных о продажах в облако.

  2. Честный Знак → контроль и вывод из оборота товаров.

  3. ТС ПИоТ (2026) → вывод логики принятия решения "можно ли продать?".

Что происходит на самом деле? Происходит системная декомпозиция. Функции, которые могли быть "вшиты" в кассовое железо и ПО, последовательно выделяются в отдельные, централизованно управляемые сервисы.

После ТС ПИоТ в локальном контуре кассы останется по сути одна сложная, регулируемая функция - фискализация (ФН), но и для нее уже существует готовое технологическое решение.


Таким образом, ТС ПИоТ - это не изолированное новшество. Возможно это предпоследний шаг в логической цепочке, конечный пункт которой - полное отделение логики и контроля от физической точки продажи.

Перед бизнесом сейчас не техническая задача "как подключить", а стратегический выбор между двумя архитектурами:

  • Архитектура А: "Умное железо".
    Касса - это сложное устройство, которое покупают, настраивают и обновляют. Каждое новое требование регулятора (как ТС ПИоТ) - это проект с бюджетом и сроками. Ваша стоимость владения непредсказуема, а ключевая компетенция - интеграция и настройка локального ПО.

  • Архитектура Б: "Тупое железо + облачные сервисы".
    Касса - это точка доступа к сервисам (ОФД, ЧЗ, ТС ПИоТ, ФН). Вы платите за доступ к ним по подписке. Обновления происходят на стороне провайдера. Ваши расходы предсказуемы, а ключевая компетенция - управление сервисными контрактами и API.

ТС ПИоТ 2026 года делает Архитектуру Б не просто возможной, а экономически очевидной.
Когда вы считаете стоимость внедрения нового модуля на N касс, вы по сути считаете, сколько вы платите за то, чтобы ваше "железо" соответствовало облачным правилам.

Возникает интересный вопрос:
«Стоит ли нам в очередной раз инвестировать в совместимость нашего "железа" с облачными сервисами? Или эти инвестиции - последний аргумент в пользу того, чтобы начать миграцию на модель, где "железо" является расходным материалом, а ценность создается в облаке?»

Ответ на этот вопрос определит не только расходы на кассы, но и гибкость и стоимость владения всей розничной автоматизацией на ближайшее десятилетие.

Технологический тренд ясен.

Осталось понять, в какой роли мы будем встречать следующее подобное изменение - в роли того, кто снова экстренно модернизирует парк устройств, или в роли того, кто просто проверяет, входит ли это обновление в его текущую подписку.

 

P.S. Эта статья - не прогноз с гарантией, а мой анализ трендов.
Но именно понимание трендов позволяет принимать решения, которые остаются правильными на протяжении многих лет.


Другие статьи автора:

Маркировка в "древней" УТ 10.3 (10.3.6.8) и полноценный ТСД (Online) или как обойтись без перехода на УТ 11.5
Как подключить маркировку в древней УТ 10.3 без перехода на УТ 11.5 - все необходимые объекты, модули и доработки
Автоматическое обновление токенов Честного Знака в 1С
Автоматическое обновление токенов Честного Знака в 1С - готовое решение для УТ, КА, ERP, УНФ, Розницы и Бухгалтерии, которое избавляет от ручных обновлений и остановки процессов.
Дубликатор кодов маркировки (КИЗ) DataMatrix: Расширение 1С с проверкой в Честном Знаке (копирует ЛЮБЫЕ КИЗы!)
Автоматическое обновление токенов Честного Знака в 1С - готовое решение для УТ, КА, ERP, УНФ, Розницы и Бухгалтерии, которое избавляет от ручных обновлений и остановки процессов.
Маркировка остатков товаров на складе: Как сделать все быстро и без ошибок (мой практический опыт)
Маркировка остатков 10 000+ товаров без ошибок — готовое решение, которое исключает человеческий фактор, автоматизирует процесс и работает напрямую с 1С. Пошаговый опыт и готовое расширение внутри.
Маркировка остатков в распределенной рознице: Как промаркировать более 100 тыс. товаров в нескольких десятках магазинов без хаоса и ошибок
Маркировка остатков 100 000+ товаров в рознице без хаоса и ошибок — клиент-серверное решение, где сканируешь ШК в магазине и сразу получаешь КМ на принтере, независимо от кассового ПО. Практический опыт, регламент и готовый комплект кода внутри.

Вступайте в нашу телеграмм-группу Инфостарт

См. также

Обмен с ГосИС Бюджетный учет Регламентированный учет и отчетность Бухгалтер Пользователь 1С:Предприятие 8 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление холдингом Химическая промышленность Государственные, бюджетные структуры Электротехника и микроэлектроника Машиностроение и приборостроение Металлургическая промышленность Россия Бухгалтерский учет Бюджетный учет Платные (руб)

Автоматизация раздельного учета в 1С:Бухгалтерии по ГОЗ в соответствии с 275-ФЗ. Готовое решение для учета госконтрактов, формирования отчетности и контроля исполнения. Поддержка военной приемки, НИОКР и требований Минпромторга. Профессиональный консалтинг и регулярные обновления продукта

40000 руб.

28.08.2020    534873    3580    143    

1354

Обмен с ГосИС Бухгалтер 1С:Предприятие 8 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Комплексная автоматизация 2.х Россия Бухгалтерский учет Платные (руб)

Обработка для обмена платежными документами в форматах xml и txt(ТФФ) для системы Федерального казначейства "Электронный бюджет" из конфигураций 1С. Поставляется для БП 3.0 и КА 2.5U95;Работа только с контрагентами. Сайт "Электронного Бюджета": https://www.budget.gov.ru/

19520 руб.

14.10.2020    75671    468    125    

398

Оптовая торговля Розничная торговля Обмен с ГосИС Программист Бухгалтер Пользователь 1С:Предприятие 8 1C:Бухгалтерия Розничная и сетевая торговля (FMCG) Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Россия Бухгалтерский учет Управленческий учет Платные (руб)

Решение создано для помощи разработчикам, интеграторам и другим заинтересованным лицам по настройке системы маркировки обуви, одежды, лекарств, табака, фото, молока, духов(парфюма), питьевой воды, велосипедов и шин. Задавайте вопросы по работе с ЦРПТ, GS1, ЭДО, Национальным каталогом, накоплен опыт и знания по данным темам.

5000 руб.

18.03.2019    121753    80    115    

202

Бюджетный учет Обмен с ГосИС Бухгалтер 1С:Предприятие 8 1С:Бухгалтерия 3.0 Государственные, бюджетные структуры Россия Бухгалтерский учет Платные (руб)

Доработка конфигурации 1С:Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0. реализована в виде расширения. Предназначена для ведения раздельного учета и автоматизации заполнения отчетности исполнения контрактов ГОЗ в конфигурациях 1С БП КОРП, ПРОФ, Базовая, БИТ.ФИНАНС.

62220 руб.

16.08.2019    103282    309    93    

177

Оптовая торговля Розничная торговля Обмен с ГосИС Бухгалтер 1С:Предприятие 8 1С:Управление торговлей 10 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Розничная и сетевая торговля (FMCG) Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Рестораны, кафе и фаст-фуд Россия Бухгалтерский учет Управленческий учет Акцизы Платные (руб)

Автоматизация учета ЕГАИС в 1С для оптовой торговли, производства и импорта алкогольной продукции. Получение и отправка ТТН, отправка акта о постановке на баланс и акта о списании. Получение остатков. Загрузка и сопоставление номенклатуры и контрагентов. Оправка в ЕГАИС отчетов о производстве и импорте.

15.12.2015    182356    1228    biz-intel    374    

416

Обмен с ГосИС Бухгалтер Пользователь 1С 8.3 1С:Розница 2 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Управление нашей фирмой 3.0 1С:Розница 3.0 Ювелирная промышленность и торговля Россия Управленческий учет Платные (руб)

Интеграция для работы 1С с ГИИС ДМДК. Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота.

72000 руб.

12.04.2022    25724    201    34    

53

Кассовые операции ЭДО и ОФД Бухгалтер 1С:Предприятие 8 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Россия Бухгалтерский учет Платные (руб)

Согласно 54-ФЗ по правилам ведения кассовых операций необходимо оформлять приходные кассовые ордера (ПКО) и расходные кассовые ордера (РКО) на основании чеков ККМ. Все данные о чеках, можно взять на сайте оператора фискальных данных (ОФД). Обработка загрузки данных из ОФД в 1С сделает за вас в 1С - ПКО и РКО, Операции по платежным картам или Отчет о розничных продажах (может создать номенклатуру в 1С, указать налоги и др. реквизиты в документах в зависимости от налогообложения ККМ в торговой точке).

7320 руб.

09.08.2017    166033    983    377    

609
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. pablo_escobar 18.12.25 17:23 Сейчас в теме
А потом РКН отключает мобильный интернет, а может и проводной, и все эти облака идут боком. Это не считая других минусов всех этих saas и подписок.
Rusik; MrFlanker; user1669692; pihy; user1827801; AtomicCat; evn-zorin; asphil; v8_088; +9 Ответить
2. GarriSoft 494 18.12.25 17:27 Сейчас в теме
(1)
Вы правы, я ждал этого вопроса. Это действительно риск для бизнеса, но сегодня интернет уже критичен для ОФД и ТС ПИоТ. Разница в том, что в модели подписки ответственность за бесперебойность и офлайн-работу по SLA будет нести провайдер, а не вы.
Его задача, будет реализовать надежный кэш и синхронизацию, иначе его бизнес рухнет. Это не отменяет риска, но делает его управляемым и предсказуемым.
user1110176; EvgeniyOlxovskiy; +2 Ответить
20. Tarlich 93 18.12.25 21:50 Сейчас в теме
(2) за 2 месяца 3 клиента ушли с облака на локальные версии ....
EvgenAEY; evn-zorin; +2 Ответить
3. pablo_escobar 18.12.25 17:29 Сейчас в теме
что в модели подписки ответственность за бесперебойность и офлайн-работу по SLA будет нести провайдер, а не вы.
Он возместит недополученную прибыль? Может оплатит штрафы? Или что Вы имеете ввиду под ответственностью?
Wanderer.nk; enman; user1827801; user766104; +4 Ответить
6. GarriSoft 494 18.12.25 17:33 Сейчас в теме
(3)
Хороший вопрос, видимо как будет составлен договор SLA
7. pablo_escobar 18.12.25 17:37 Сейчас в теме
(6) если по договору они готовы возмещать убытки на миллион, то сколько будет стоить подписка?
11. GarriSoft 494 18.12.25 17:50 Сейчас в теме
(7)
Дружище, если бы я знал их ценник - я б не статьи писал, а из своего сочинского домика им ТЗ диктовал.

А если по делу, то цена подписки будет как страховка - чем больше в ней миллионов, тем она "золотее".
Но даже простой тариф лучше, чем игра в "угадайку" с АСЦ, где твой убыток - это только твоя головная боль.
4. DmitryKlimushkin 178 18.12.25 17:31 Сейчас в теме
... Вот зачем мужику своя баба-жена? Куча "Облаков" и всяких разных "Тучек" предлагает услуги "операционной жены", у которой даже виртуальной тёщи не бывает.... Но сильны ещё консервативные (местами даже - косные!) взгляды и замшелые деловые практики)
S_D_M; mansts; if56; evn-zorin; muskul; Tarlich; +6 Ответить
8. GarriSoft 494 18.12.25 17:39 Сейчас в теме
(4)
Потому что "своя жена" не выставляет счёт в конце месяца с пометкой "SLA: гарантия исполнения супружеских обязанностей".
А тёща, кстати, в облачной модели есть - это Роскомнадзор со своим пакетом законов ))
Так что выбор прост: или вечная кастомизация и постоянный геморрой или предсказуемый абонемент в фитнес-клуб, где за тебя уже всё придумали.
И да, в обоих случаях без стабильного интернета - ну никак!
EvgeniyOlxovskiy; +1 Ответить
17. DmitryKlimushkin 178 18.12.25 18:29 Сейчас в теме
(8) А теперь серьёзно. В Европе однажды крупный политик (немец) вбросил тезис-определение "Европа разных скоростей". Типа, есть в Европе Франция с Германией, но есть и Албания с Черногорией или Болгарией и эту "разность скоростей" надо учитывать. Вот в чём это проявляется, видно на примере всенародно любимого фильма "Особенности национальной рыбалки". Сюжет, когда пара проснувшихся русских "рыбаков" берут банковскую карточку своего приятеля и катят в магазинчик, думая, что они дома в РФ. Друзья добираются до отдалённого магазина на не сильно оживлённой трассе. Обращу внимание на момент приёма платежа в этом магазинчике. В РФ такого никто не видел, наверное. Вот зачем на карточке раньше были выпуклые цифры номера и имени клиента? Это называлось "эмбассинг". Карту необязательно было совать в "жерло" какого-то электронного устройства. Кассир мог взять карту и "прокатать" её в специальной оправке-ложе с копировальной бумагой. Мы в детстве так терли по бумаге тыльной стороной карандаша, подложив монетку под бумагу. Эдакий вариант литографии, тиснение по гравюре. Такое действо называлось "эмбассирование". Такой бумажный "копипаст" отправляли в банк и на его основе уже банк снимал деньги с оттисненой карты и перечислял магазину. Казалось бы, Финляндия - родина прекрасных телефонов Нокиа и лучшего в мире образования, а такое дремучее проявление банковских технологий?
А в Финляндии действительно хорошее образование и люди видят свою страну целиком, такая, какая она есть. И принимая законы, тоже понимают, что в Финляндии есть регионы "разных скоростей" и менее развитым регионам тоже надо давать возможность "дышать". А наше тупорылое ретивое законотворчество в очередной раз ставит раком людей, которых ласково называют "замкадыши". Вчера только в Минздраве обсуждали острую тему - снабжение медикаментами глухих районов и отдалённых сёл. А знаешь почему? Потому, что пока сельская аптечка хоть как-то сводила концы с концами и местные жители хоть где-то могли аспирин купить, то теперь в сельскую аптечку надо поставить столько электронной дряни, что ни один сельский бизнес этого не вывезет. Когда принимали правила автомобильных перевозок, то установили норму, что нельзя ехать без перерыва более 400 км. Класс! А в Забайкалье куча мест, где 600 км дороги вообще без обочин, рад бы встать, да некуда! А зимой при -40, вообще, ты жив - пока едешь и не вздумай вставать!
Вот для чего я это рассказываю? Потому, что законники у нас живут исключительно вокруг Москвы и законы принимают, исполнимые только на территории Садового кольца и его окрестностей. Не надо за Урал заезжать - до Рязанской области можно доехать и вокруг посмотреть - к какому "облаку" там удобнее подключаться...
Дебилизм, конечно.... Хотя материальная заинтересованность "Мамой кланусь - знака" вполне очевидна.
S_D_M; asupsam; EvgenAEY; anekryl; Rusik; uribur; user1669692; Nonik; www76; pihy; 79044970523; mansts; fuser; Rastr A.; user2132740; Wanderer.nk; Jur; SmallAngryCat; tamepjlah; if56; Serega-artem; user766104; vSAD; AtomicCat; GarriSoft; v8_088; +26 Ответить
19. GarriSoft 494 18.12.25 19:12 Сейчас в теме
(17)
Вы правы на все 100%. Это и есть главная болезнь нашего законотворчества, не видят и не хотят видеть Россию разных скоростей и условий. Ваш пример с аптекой в селе - это не частность, это системная проблема.

Я искренне надеюсь, что такие голоса, как ваш, заставят законодателей задуматься. Чтобы любое новое требование сначала проходило проверку на жизнеспособность в глубинке, а не только в виртуальном мире МКАДа.
Спасибо вам за этот важнейший комментарий.
23. vSAD 23.12.25 16:21 Сейчас в теме
(17) Если можно было 1000 + поставить я бы поставила.,мамой клянусь".
25. Serega-artem 17 28.12.25 18:25 Сейчас в теме
(17) Подпишусь под каждым словом! Люди (?), которые у нас принимают законы, вообще не знают как живет Россия. От слова совсем не знают. У нас в городе (30 тыс., 120 км от Екатеринбурга) есть магазины в которых людям продукты в долг отдают, в тетрадочки записывая. Это в конце 2025 года... В деревнях это вообще обычная история. Там часто никаких сетевиков нет, одно сельпо, с ИПшником, который давно бы закрыл, да куда люди то ходить будут. А тут честные знаки, офд, разрешительные режимы, пиоты. Просто уничтожение мелкого бизнеса.
asupsam; Rusik; pihy; user2132740; +4 Ответить
43. uribur 229 08.03.26 14:14 Сейчас в теме
(17) Какой замечательный комментарий. По аптечке в труднодоступном районе - просто надавил на больное, недавно решили этот вопрос, как списывать фармпрерпараты в далеком селе (и ветерианрные и обычные).
29. chuevsf 126 03.02.26 09:16 Сейчас в теме
(8)
Потому что "своя жена" не выставляет счёт в конце месяца с пометкой "SLA: гарантия исполнения супружеских обязанностей".

Всё уже подсчитано давно.... "Жена", в итоге, обходится дороже.)))
GarriSoft; +1 Ответить
28. chuevsf 126 03.02.26 09:15 Сейчас в теме
(4)
Вот зачем мужику своя баба-жена? Куча "Облаков" и всяких разных "Тучек" предлагает услуги "операционной жены",[

А где больше шанс подхватить "заразу" и потом тратить деньги на "лечение"?)))
GarriSoft; +1 Ответить
5. pablo_escobar 18.12.25 17:32 Сейчас в теме
Вот прямо сейчас лежит нерабочая заблокированная мобильная ККТ по подписке. Написал производителю для получения пин-кода разблокировки. У него не принято общаться с конечным пользователем, только через АСЦ. АСЦ ведет переписку с ними уже 2 дня. Проблему с локальными ресурсами мы решаем за несколько минут.
evn-zorin; +1 Ответить
9. GarriSoft 494 18.12.25 17:45 Сейчас в теме
(5)
Это прям готовый кейс, для моей статьи. Спасибо!
Вы описали классическую проблему текущего переходного периода: железо уже как бы "сервисное" (подписка), а процессы и ответственность ещё старые, разорванные между вендором, АСЦ и вами.
В модели KaaS вы платите одному провайдеру за результат - работающую кассу. И его же головная боль - наладить процессы с производителем, чтобы ваш простой измерялся не днями, а минутами, иначе вы уйдёте к другому. Ваш пример иллюстрация того, как сегодня криво реализована текущая схема.
10. pablo_escobar 18.12.25 17:48 Сейчас в теме
(9)
Ваш пример иллюстрация того, как сегодня криво реализована текущая схема.

Ну тогда ждем когда построят коммунизм.
13. GarriSoft 494 18.12.25 17:59 Сейчас в теме
(10)
Так при коммунизме кассы вообще не нужны будут... )))
А пока мы в "развитом айтизме" работаем с тем, что есть. Но тренд-то уже виден, скорее всего идем к понятной ответственности.
Может и не коммунизм, но хотя бы здравый смысл возможно появится.
21. dmV76 19.12.25 05:39 Сейчас в теме
(9)
иначе вы уйдёте к другому


А не получится ли так, что по аналогии с ПиОТом и производителями ФН, будет один/два/три допущенных провайдера и уходить будет просто некуда?
12. hostfrost 2 18.12.25 17:57 Сейчас в теме
Вы конечно в Мск, СПб живете в своем виртуальном мире, на практике, интернет во многих населенных пунктах существует только в отчетах, да что там интернет, мобильной связи нет, как быть тем торговым точкам, которые базируются в данных н.п. И как то вы круто посчитали обновления кассы примерно 1,5млн, откуда такие цены?
продолжать можно долго и упорно
Большинство предпринимателей видят в этом только обязательное доилово бизнеса, и если средний и крупный бизнес еще это переживет (переложив свои расходы на покупателей), то микро и малые предприятия просто исчезнут
S_D_M; mansts; AtomicCat; +3 Ответить
14. GarriSoft 494 18.12.25 18:07 Сейчас в теме
(12)
Да, для ларька в посёлке, где связь есть только в отчётах, математика, конечно будет другая.
Для них это допналог на существование.
Мой прогноз - это взгляд сверху, на общую картину, где малый бизнес сейчас действительно самый уязвимый.
Возможно, для таких точек регулятор оставит особые режимы (как с онлайн-кассами когда-то), но давление "цифры" в любом случае будет нарастать со всех сторон - это, к сожалению, неизбежно.
Выживут те, кто найдёт способ адаптироваться и те, у кого будет стабильный интернет не только в отчётах .
15. hostfrost 2 18.12.25 18:13 Сейчас в теме
я просто не представляю каким образом у мня будут работать магазины, если сейчас мне приходится раз в неделю вечером брать кассы с магазинов, посмотреть ТГ канал, а не висят ли ФПВ над дорогой (и да, я со "старых" территорий), выезжать туда где появляется интернет, разворачиваю ноут, включаю кассу, жду когда уйдут чеки, обновится ЛМ ЧЗ, и хоть таким образом продолжать работать, то что будет в дальнейшем? Я то закроюсь, но вот бабушки, дедушки где будут брать хотя бы элементарно хлеб, да молоко?
evn-zorin; Svc_host; +2 Ответить
18. GarriSoft 494 18.12.25 18:48 Сейчас в теме
(15)

Уважаемый коллега, спасибо за ваш комментарий. Вы описали не техническую проблему, а ситуацию, которая находится за гранью любых бизнес-моделей и прогнозов.

Ваш вопрос - самый важный и самый человечный из всех. Вы правы на 100%: речь идет не о "подписках" и не о "трендах", а о выживании людей в условиях, которые большинство из нас не может даже представить. Ваша работа - это уже настоящий подвиг.

Отвечаю прямо: любая система, не учитывающая ваш опыт, будет не просто утопией - она будет преступлением. Технологии должны служить людям, а не наоборот. Ваш способ с вечерними поездками и ноутбуком - это ярчайший пример того, как бизнес борется за жизнь, когда все системы дают сбой.

Я верю и надеюсь, что для наших новых регионов, находящихся в таких условиях, будут существовать особые, гибкие и человечные режимы работы. Уровниловка в такой ситуации - это не просто ошибка, это катастрофа. Главное - чтобы чиновники и регуляторы видели и слышали такие истории, как ваша.

От всей души желаю вам сил, терпения и, самое главное, скорейшего возвращения мирной жизни. Пусть в ваших магазинах всегда будет хлеб и молоко для тех, кому они жизненно необходимы. Вы делаете большое дело!
Держитесь!
Удачи вам и берегите себя.
16. hostfrost 2 18.12.25 18:18 Сейчас в теме
Конечно это ни в коем случае наезд на вас, это критика бахвальной статьи, к нас как обычно гладко было на бумаге, да забыли про ... промолчим
22. EvgeniyOlxovskiy 105 19.12.25 08:03 Сейчас в теме
Согласен с Вами что мы движемся к платформенной экономике.
Такси: водитель нуждается только в смартфоне, все остальное - в облаке (Яндекс.Такси, Uber)
Доставка: курьер с телефоном, интеграция с ресторанами и логистикой через API
Банкинг: мобильный банк вместо отделения


Что скажете по поводу маркетплейсов? Не это ли будущее розничной торговли?
Всё в облаке. На земле только Пункт выдачи заказов и даже он не обязателен. Курьер привезет куда надо.
24. ShuSU 79 27.12.25 23:34 Сейчас в теме
Не соглашусь. ТС ПиОТ в текущем виде — это схема быстрого заработка на рознице.
Поясню свою позицию. По сути ТС ПиОТ — это модернизированный РР, только вместо токена и ЭЦП для авторизации используется криптография ФН. В методологии прямо указано, что его можно использовать как в верхнем ПО кассы, так и в драйвере ККМ, так и отдельным драйвером.
Логичным было бы реализовать ТС ПиОТ в рамках ККТ — тот же уведомительный режим через него и работает. На худой конец — встроить в ПО касс, как это сделано с РР. Но нет. К дню «Х» появились только ЕСП и Инвента — за 5 и 10 тысяч отдельным драйвером. И все поголовно решили работать именно с ними. Не наводит на мысли?
Смотрите, что имеем сейчас:
ККМ — подписка (причём львиная доля функционала только с ней и работает)
Тот же АТОЛ с каждой прошивкой всё активнее загоняет на подписку. Уже есть казус с 55Ф — без подписки перестаёт работать даже базовый функционал
Мой любимый «Фронтол» в марте совершил финт ушами: чтобы оправдать повышение цены, перешёл на подписку. А модуль для РР перевёл в подписку самого Фронтола с объяснением «для удобства, чтобы не мучались с сотней подписок»

Итого: ПО кассы — подписка, ФН — по сути тоже подписка, ОФД — подписка, ККМ — подписка, а теперь ещё и ТС ПиОТ — подписка.
Я с этим не согласен и не буду согласен.
Тем, кто говорит «ТС ПиОТ будет сам всё контролировать, меньше возни» — какие же вы наивные. УТМ при том, что ЕГАИС существует уже сколько лет, продолжает ловить глюки. Те же «+84000 от сервера» несколько месяцев происходят в рандомном порядке — приходится лезть. ККМ с ОФД просто так не хочет отправлять — приходится лезть. ЛМ отваливается со своим «Енисеем». ПО кассы ловит глюки. А теперь ещё и за этим следить.
S_D_M; MaZaHacKa_13; mansts; user2132740; 1step; Wanderer.nk; user1555746; s03; Angel_itself; if56; user766104; GarriSoft; +12 Ответить
26. serq82 8 03.02.26 06:51 Сейчас в теме
а вы были на крайнем севере где продукты приезжают уже с почти оконченным сроком годности
где нет нормального стабильного интернета.но есть требования для продажи того же маркированного товара?
опять "телега впереди лошади"
79044970523; +1 Ответить
27. GarriSoft 494 03.02.26 08:52 Сейчас в теме
(26)

Я уже ответил, как я отношусь к подобным "инновациям" в (18) нашему коллеге, но это ни как не меняет мои мысли описанные здесь.
30. serq82 8 04.02.26 00:14 Сейчас в теме
(27) да это и не вам. я в общем. мысли в слух)
31. corbenSG 16 11.02.26 04:58 Сейчас в теме
Какие то либеральные рассуждения. Никто ни чего не передумывает для людей и удобства итп. Регулятор закручивает гайки попутно обогащая "элиту". ЕСП чудная компания имея в штате одного человека сумела первой сертифицировать программный продукт. Директор этой компании бывший директор Платформа ОФД. Атол в свое время раздавал бесплатно это ОФД вместе со своими новыми кассами. Второй сертифицированный Пиот это Ивента(пренадлежит честному знаку) стоит 10тр на кассу. Что бы монопольщики не трогали. Богатые будут богаче бедные беднее.
S_D_M; MrFlanker; +2 Ответить
32. GarriSoft 494 11.02.26 08:44 Сейчас в теме
(31)
Вы правы в констатации фактов, но статья не про либерализацию, а про смену модели контроля и монетизации.
33. skullert 15.02.26 11:06 Сейчас в теме
Даже дочитывать не стал. Сразу видно статья заказная, исполнитель далек от этой сферы и мыслит, как Управленец на бумаге, а не в реальной жизни. Такой аля «Эффективный менеджер».
S_D_M; MrFlanker; +2 Ответить
34. GarriSoft 494 15.02.26 11:48 Сейчас в теме
(33) "Не читал, но осуждаю" - это прям мощная аналитика 🙂 и сильная заявка на звание главного эксперта Инфостарта, особенно после 15 лет молчания.
Коллега, у меня, порядка 25 статей на Инфостарте и всё это открыто в профиле.
Так что теперь даже стало интересно, покажите, пожалуйста, где именно вы увидели “заказуху”, так же будет полезно сравнить с вашим опытом "в реальной жизни".
35. VKTulaZ 16.02.26 10:28 Сейчас в теме
Только ведь ЕСП не несет ответственности за проверку марки (ПИоТ спокойно дает продавать выбывшую марку, Маркировка с РР на Эвоторах этого делать не дает, пишет что марка выбыла), равно как и за сбой/отказ своего ПО, всю ответственность несет покупатель. Удобно.
36. Светлый ум 508 26.02.26 05:20 Сейчас в теме
Не работает ПИОТ:


Версия прошивки для кассы АТОЛ ККТ от ЕСП 10.10.8.23 кривая. Возникают ошибки при закрытии смены, не закрывается смена, не печатается терминальный чек.
Будут ошибки - нужно откатить Атол КТТ на версию 10.10.8.0 с офф сайта скачать. Проверить настройки в 1С.

Ошибок было много. Откатил на предыдущую версию...

Ошибка которую мне прислали с магазина:
* Ошибка печати
* Ошибки по закрытию смены,
* Не печатается терминальный чек,
* Не печатается z-отчет
37. Светлый ум 508 26.02.26 05:21 Сейчас в теме
Можно посмотреть в честном знаке совместимость ПО и Пиота,
по Рознице 2.3 нет информации там.

Возможно здесь можно будет отслеживать, когда появится совместимость
https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/ts-piot/calculator/
38. Светлый ум 508 26.02.26 05:44 Сейчас в теме
Результат по установке ПИОТА на кассе - отрицательный.
Нужно ждать свежий драйвер ККТ от Атола или обновление в 1С
39. vis_tmp 33 26.02.26 18:54 Сейчас в теме
Так, а что по слухам о переносе сроков на 01.07.2026?
40. An25 27.02.26 09:55 Сейчас в теме
(39) Естественно продлили до 1 июля
41. Badmentonych 7 27.02.26 13:32 Сейчас в теме
Обязанность установить ТС ПИоТ действует с 28 декабря 2025 года. Это требование закреплено, и оно никем не отменялось .
До 1 июля 2026 года действует переходный период. Оператор «Честного знака» (ЦРПТ) официально сообщил, что старый способ авторизации (токен X-API-KEY) будет работать только до 1 июля 2026 года. Это значит, что бизнес может продолжать использовать старую схему, но после этой даты токен перестанет действовать, и работа станет возможна исключительно через ТС ПИоТ .
Срок продления касается именно токена. Таким образом, 1 июля — это крайний срок, когда старый механизм (токен) будет окончательно отключен. У бизнеса есть время до этой даты, чтобы завершить переход на новую схему (ТС ПИоТ)
42. Stonyx2 06.03.26 11:48 Сейчас в теме
Почему требования которые подаются под признаком безопасности государства ведутся частными конторами?
Ну до смешного же доходит: частная лавочка Честный знак ведёт реестр оборудования и программ, без включения в который предприниматель будет работать не правильно.
В 2016 году онлайн кассы вводили под соусом, что центры технического обслуживания грабят бизнес. Теперь ЦТО нет, но кассы по прежнему ломаются. ЭКЛЗ стоило 6000, ФН сейчас стоит от 15000. ОФД не было, обязанности иметь интернет не было, маркировки с ПИОТом не было, изменений законодательства о ККТ по 3 раза в год не было.
В описанном вами ПИОТе участвуют: правильно напечатанная марка, правильно настроенный сканер, регулярно обновляемая кассовая программа, ККТ с последней прошивкой, драйвер кассы, пиот, интернет, сервера ЧЗ, локальный модуль.
И всё это нужно соединить воедино, и никто из корпораций за совместную работу не отвечают. А сервисные центры которые могут чинить не работу этого чуда в перьях хотят денег.
44. uribur 229 08.03.26 14:15 Сейчас в теме
Статья замечательная, спасибо. Столкнулся сейчас с Пиот и много вопросов зачем, а нужно ли оно. Хотя полностью согласен с ЕГАИС, для целей государства и выявления подделок оно сыграло хорошую роль.
45. GarriSoft 494 08.03.26 19:59 Сейчас в теме
(44)
Спасибо за оценку, коллега!
46. sayae 19 15.03.26 13:36 Сейчас в теме
Ярким примером текущей бизнес модели будут провайдеры интернета. Стоимость интернета для юр.лица оказывается в 10 раз выше, потому что гарантия или как модная аббревиатура "SLA". На самом деле провод воткнут в тот же роутер. А интернета как не было на точках стабильного, так и нет до сих пор и это Санкт-Петербург. У меня свои магазины и свои софт. Распределенная база как была так и будет долгое время работать. Для владельца магазина аренда всегда дороже, чем капитальные затраты в долгой перспективе.
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация