Alibaba, «МегаФон» и Mail.Ru Group объявили о создании совместного предприятия в области продаж в интернете – крупнейшей в стране торговой онлайн-платформы. Ожидается, что сделка будет закрыта в начале 2019 года.
Создание «онлайн-платформы номер один» в РФ
Китайский интернет-гигант Alibaba вступил в стратегическое партнерство с Mail.Ru Group, чтобы сформировать новую платформу для социальной коммерции – AliExpress Russia. О сделке компании объявили на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.
По условиям сотрудничества, новое предприятие поддержит Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и телекоммуникационная компания «МегаФон», которая получит долю акций в AliExpress Russia. Alibaba будет владеть 48% акций AliExpress Russia, а «МегаФон» откажется от 10% акций Mail.Ru, чтобы приобрести 24% акций AliExpress Russia. Mail.Ru Group, которая уже ввела интернет-магазин Pandao в это совместное предприятие, будет владеть 15% акций торговой платформы, а РФПИ получит 13% венчурного капитала.
В результате сделки Alibaba предложит российскому потребителю расширенные услуги, позволяя общаться, совершать покупки и играть в игры на единой платформе. Союз российских компаний с торговым гигантом из КНР принесет пользу мелким и крупным продавцам, которые будут работать в интернете и обслуживать как внутренние, так и международные рынки, используя широкую клиентскую базу.
«Наш опыт в Китае и других рынках по всему миру дает нам уникальную возможность помочь построить будущую инфраструктуру торговли в России», – сказал президент Alibaba Майкл Эванс в своем заявлении.
Перспективы
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) назвала основные проблемы развития рынка до 2025 года. Например, обилие иностранных компаний, которые в 2016 году заняли более трети отечественного рынка интернет-торговли. Налоги в России они не платят и фактически освобождены от уплаты таможенных пошлин. Доля зарубежного сегмента в общем объеме электронной коммерции в РФ только увеличивается: с 33% в 2016 году до 36% в 2017 году. Китай занимает 90% зарубежного сегмента, при этом более 90% заказов приходится именно на AliExpress, входящую в Alibaba Group.
Второй момент – регулирование деятельности товарных агрегаторов, которые не всегда размещают достоверные сведения о товарах и продавцах, превращаясь в канал сбыта продукции от «нарушающих законодательства интернет-магазинов».
В-третьих, сектору интернет-торговли требуется обновленная законодательная база. Например, закрепить понятие электронной сделки, отрегулировать оферты и электронный документооборот. Далее следует стимулировать развитие безналичных платежей в электронной торговле. Также в АКИТ обратили внимание на проблему защиты прав потребителей. Сделку между «МегаФоном», Alibaba и Mail.ru Group можно считать реверансом если не в части законодательного урегулирования проблем интернет-торговли, то в отношении налогообложения и защиты прав потребителей – точно.
Согласно последнему отчету Statista, доходы на российском рынке онлайн-продаж к 2022 году достигнут 23,6 млрд. долларов. Кроме того, число пользователей электронной коммерции за этот период прогнозируется на уровне 61,5 млн. Вероятно, китайская компания готова обслуживать этот быстрорастущий рынок благодаря росту числа интернет-пользователей и пользователей смартфонов в стране. Поддержку клиентской базе Alibaba окажет и Mail.Ru, пользовательская база которой составляет 100 миллионов человек.
Усиление конкуренции
Появление российской платформы онлайн-торговли приведет к усилению конкуренции на этом поприще. Например, ничего хорошего для растущих инвестиций Alibaba в страну не несет присутствие «Яндекса». В октябре 2018 года компания совместно со Сбербанком готовится запустить платформу электронной торговли «Яндекс.Маркет». Причем Сбербанк собирается вложить в проект 30 млрд рублей. Кроме того, в России работает компания Amazon, которая доминирует на глобальном пространстве онлайн-продаж. Следовательно, в ближайшей перспектива Alibaba может столкнуться с серьезным конкурентным давлением со стороны этих крупных игроков электронной коммерции.