Компанию Google признали виновной в нарушении российского законодательства. Поисковый гигант должен будет заплатить 3 млн рублей штрафа за отказ от переноса серверов с данными в Россию.
В чем виноват Google
Ч. 8 ст. 13.11 КоАП РФ обязывает иностранные компании хранить данные российских пользователей в базах на территории России. Ответственность за нарушение для юрлиц – 1-6 млн рублей штрафа. Повторное нарушение обойдется в 6-18 млн рублей.
Решение о признании Google виновным по этой статье вынес Мировой суд Таганского района Москвы. Компанию впервые привлекли к ответственности за отказ от локализации данных российских пользователей и наложили административный штраф в размере 3 млн рублей.
В феврале 2020 года аналогичные решения были приняты в отношении Twitter и Facebook. За отказ переносить сервера с базами данных в Россию компании получили штрафы по 4 млн рублей.
Следующим в списке, вероятно, станет WhatsApp. Иск в отношении мессенджера уже зарегистрирован, но дата суда пока не назначена.
Как еще защищают российских пользователей от иностранных компаний
Недавно Госдума приняла закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на территории РФ», который обязывает иностранные ИТ-компании открывать офисы в России. Делать это необходимо, если суммарная ежедневная аудитория продуктов компании достигает 500 тыс. человек. Представительства должны заработать уже с 1 января 2022 года.
Закон относится, в первую очередь, к Google, Facebook и Twitter. В пояснительной записке к его проекту говорилось, что российские юрлица компаний, например, ООО «Гугл» и ООО «Эппл Рус», не являются представительствами в полном смысле этого слова.
В то же время Apple значится в реестре операторов персональных данных Роскомнадзора – ООО «Эппл Рус» внесли в этот список 29 декабря 2018 года. Значит, этой компании штрафы пока не грозят.
Кроме того, локальный офис придется иметь, если компания получает в России средства от физлиц и юрлиц или же распространяет рекламу, нацеленную на россиян. Таким образом, иностранные хостинг-провайдеры, мессенджеры и рекламные системы также должны будут открыть российские представительства.
Правительство разработает специальную методику, которая позволит однозначно сказать, нужен ли компании российский офис. Также в числе требований – форма для обращений граждан на официальном портале и личный кабинет на сайте Роскомнадзора для взаимодействия с российскими госорганами.
Если компании откажутся открывать российские офисы, они не смогут собирать персональные данных россиян, работать с денежными переводами, распространять рекламу. Из поисковой выдачи они также исчезнут. Если ИТ-гигант продолжит игнорировать требования, трафик к нему замедлят, как это было с Twitter, а затем и вовсе заблокируют сайт.