В России готовят законопроект, который должен запретить онлайн-сервисам вызова такси участвовать в ценообразовании поездок. Владельцы служб считают подобные правовые изменения ошибочными и вредными для отрасли.
Что поменяется
Департамент транспорта Москвы решил принять предложения, озвученные на Международном евразийском форуме «Такси». Мероприятие предназначено для участников таксомоторной отрасли и представителей власти, курирующих ее. По итогам конференции ведомство посчитало необходимым изменить законодательство для компаний, предлагающих услуги онлайн-заказа такси. К ним относятся, например, «Яндекс.Такси» и Uber.
Одно из предложенных изменений – утверждение правового статуса подобных интернет-сервисов. Согласно опубликованному документу, на приложения по вызову машин будут распространяться требования транспортного законодательства, в том числе и запрет на самостоятельное определение ценника. Поэтому, если поправки будут одобрены, онлайн-службы такси не смогут предлагать единый тариф на свои услуги – каждый водитель-ИП или таксопарк, работающий через сервис, получит право устанавливать свою стоимость километра пути.
Основной мотив внесения законопроекта на рассмотрение – повышение ответственности агрегаторов услуг по вызову такси. Представители ведомства отмечают, что сейчас через подобные сервисы проходит огромное количество заказов, они имеют право регулировать цены, но при этом несут минимальную ответственность перед клиентом.
Предложения по изменению правового поля в таксомоторной сфере уже направлены в Госдуму, правительство, Министерство транспорта и другие федеральные и региональные органы исполнительной и законодательной властей. Сейчас они совместно занимаются разработкой «Закона о такси».
Конкуренты объединяются
Представители онлайн-сервисов такси критически восприняли предлагаемые изменения. Против нового закона выступили «Везет», Maxim, «Ситимобил» и «Яндекс.Такси». Непримиримые конкуренты готовы выступить единым фронтом в защиту своих прав: компании уверены, что грядущие нововведения крайне негативно скажутся на отрасли.
«Мы считаем, что если они будут приняты, то российский рынок такси в своем развитии будет отброшен на 15 лет назад, а все достижения последних лет – легальное такси, новые автомобили, прозрачные и невысокие цены, быстрая подача машины – будут перечеркнуты», – так пояснили свою позицию компании в совместном обращении против инициативы властей.
Истоки недовольства
Онлайн-сервисы по заказу такси смогли завоевать свою популярность благодаря удобству для конечного пользователя. Они позволили клиенту вызвать машину без лишнего общения с оператором и ожидания – авто обычно приезжает в течение 3-4 минут. При этом ценообразование таких служб получается очень прозрачным: всегда можно узнать, во сколько примерно обойдется поездка еще до посадки в машину вне зависимости от обслуживающего водителя.
Последнее преимущество сервисов такси обеспечивают именно единые тарифы. Несмотря на то, что мобильными приложениями пользуются различные таксопарки и водители-ИП, при приеме онлайн-заказов они должны работать по расценкам владельца службы. Это позволяет спрогнозировать для клиента цену поездки заранее и не заставлять его заниматься выбором оптимального поставщика услуг – все работают по одному тарифу и стандарту качества.
При равных ценниках становится возможным распределять вызовы по географическому признаку, что и позволяет водителям приезжать в течение пары минут. Запрет самостоятельного регулирования стоимости поездки поставит крест на прозрачности сервиса. Заказы будут получать не самые близкие машины, а самые дешевые, даже если расстояние между ними и пассажиром будет составлять десятки километров. Клиенту при этом нужно будет постоянно делать непростой выбор: вызвать недорогую, но далекую машину, или обратиться к водителю рядом с более высоким тарифом.
«Холостой пробег машин значительно вырастет, увеличится средняя цена поездки. Такси станет недоступным для миллионов людей, которые пользуются им каждый день. Падение спроса оставит десятки тысяч водителей без работы, а таксопарки будут вынуждены отказаться от части флота и не смогут вывести машины на линию», – поясняют последствия принятия законопроекта представители онлайн-сервиса заказа такси в своем обращении.
Власти эту позицию не разделяют и считают внесение изменений в законодательство необходимым. «У пассажира должна быть возможность выбора из общего меню агрегатора тарифа на перевозку или компании», – отметил Дмитрий Пронин, заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы.
По мнению экспертов, «Закон о такси» может быть принят не ранее, чем через год.