Пандемия коронавируса обусловила массовый переход сотрудников на работу из дома. Это стало причиной взрывного роста продаж отдельных категорий программного обеспечения.
Как считали
Оценку проводили за период с 1 по 27 марта. Чтобы не искажать результаты исследования, в исследование не включались крупные Enterprise-сделки, а также продажи софта, который изначально не пользовался спросом – в таких категориях сильный рост нерелевантен.
Что покупали
Специалисты компании «Системный софт» подсчитали, что в марте 2020 года по сравнению с уровнем марта 2019 года больше всего выросли продажи следующих категорий:
- На 121% вырос спрос на программы для общения, удаленного доступа и обслуживания компьютеров.
- На втором месте – средства разработки ПО, их продажи выросли на 36%, а решения отдельных производителей стали покупать на 50% чаще.
- Третье место разделили ПО для виртуализации и утилиты для создания бэкапов и восстановления информации. Рост в сравнении с мартом 2019 года – 34%.
- Графические редакторы, а также программы для сетевой безопасности и VPN стали продаваться на 30% лучше, чем год назад.
- Рост продаж в сфере ПО для мониторинга серверов, сетей и инфраструктуры составил 21%.
Кто ушел в минус
Серьезный спад продаж наметился в секторе СУБД и ERP-систем. Сократился и спрос на сложные продукты в сфере информационной безопасности (кроме антивирусного софта – объемы его реализации остались на прежнем уровне).
Это закономерно: в условиях неопределенности компании стремятся экономить бюджеты и покупают только самое необходимое. Закупка ПО для удаленной работы заставила отказаться от планового обновления крупных систем и установки новых версий софта. Из-за пандемии заморозили множество проектов по внедрению инновационных цифровых технологий. Бизнес выжидает и стремится адаптировать ИТ-стратегию под стремительно меняющиеся условия.
Что с «железом»
Резкий рост продаж электроники зафиксировали перед началом первой недели «каникул», стартовавшей 30 марта. По оценкам GfK, с 16 по 22 марта продажи ноутбуков выросли на 138% в годовом исчислении. Продажи игровых ПК увеличились в четыре раза. Максимальным был спрос на модели стоимостью от 40 тыс. рублей. Покупали их в основном на замену устаревшим домашним устройствам.
Свою роль в росте продаж сыграла не только пандемия коронавируса, но и стремительное снижение курса рубля. Опасаясь обесценивания денег, россияне скупали не только ноутбуки, но и холодильники (рост продаж составил 85%) стиральные машины (58%), телевизоры (55%), электроплиты (37%) и смартфоны (19%).