«Почта России» к 2023 году потратит более 100 млрд рублей на электронные сервисы в сферах социальных и медицинских услуг. Инновации должны позволить компании войти в ТОП-5 почтовых операторов мира.
В пятерку за пять лет
«Почта России» представила программу развития до 2023 года. Согласно документу, предприятие хочет к этому сроку увеличить в полтора раза выручку (до 274 млрд рублей) и в два раза – рентабельность (до 13%). В 2018 году эти показатели по расчетам должны быть на уровне 190 млрд рублей и 7% соответственно.
Главная цель, которую ставит перед собой «Почта России» – попадание в ТОП-5 мировых почтовых операторов по маржинальности бизнеса. Чтобы добиться такого роста выручки и рентабельности, компания планирует привлечь 133 млрд инвестиций. Из них 46 млрд будут взяты в кредит у банков, а остальная сумма – покрыта за счет собственных средств организации.
Сейчас документ проходит этап согласования. Он направлен на рассмотрение Минкомсвязи, Минфина, Минэкономики, Росимущества и ФАС. Антимонопольная служба уже сообщила, что ознакомилась с проектом и направила его на доработку.
Цифровые цели
Основными статьями расходов, согласно программе, станут цифровизация бизнеса и модернизация логистической структуры и офисов компании. На внедрение ИТ-разработок «Почта России» выделит 40 млрд рублей из запланированного бюджета, логистический комплекс потребует 48 млрд, для переоборудования отделений связи и автоматизации рабочих процессов необходимо потратить 38 млрд рублей. Оставшиеся 8 млрд пойдут на открытие окон «Почта-банка».
К 2023 году «Почта России» намерена стать оператором Государственной электронной почтовой системы (ГЭПС) – разработки, которая должна охватить большую часть населения РФ и предоставить услуги хранения и пересылки электронных писем, возможности конвертировать их в бумажные и отправить обычной почтой. Также будет реализован функционал для денежных почтовых переводов.
По этой причине «Почта России» уделяет много внимания электронной коммерции. По прогнозу, доходы от доставки посылок должны удвоиться до 122 млрд рублей за счет развития этого сегмента. Новым направлением организации станет выход на рынок социальных и медицинских услуг с сервисами для телемедицины – цифровыми системами для обмена врачебной информацией. Также программа предусматривает более активную работу с малым и средним бизнесом. Реализация этих планов может принести дополнительные 40-50 млрд рублей к ожидаемой по программе выручке.
Обойти старые грабли
Амбициозные планы на 2014-2018 годы «Почта России» не смогла осуществить полностью. Нереализованными остались проекты по полной модернизации офисов почтового оператора и созданию семи логистических центров – работать начали только два из них. Также компания не смогла открыть корпоративный университет и пересмотреть мотивационную систему для сотрудников, изменить негативный имидж организации.
Новой программе развития, по мнению аналитиков «Почты России», могут помешать санкции против РФ, которые негативно скажутся на объемах почтовых грузоперевозок. Угрозу представляет снижение покупательной способности граждан и значимое изменение закона «О почтовой связи». Эксперты опасаются, что организация может не получить статус оператора ГЭПС. Риски связаны и с возможным появлением компании-конкурента в сфере e-commerce с собственной логистической службой. Скорее всего, речь идет о запуске недавно анонсированного совместного предприятия Mail.ru Group и Alibaba.
Как считает глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, больше всего стоит опасаться проблемы, касающейся падения объемов международных посылок: «Я готов предположить, что у нас хватит глупости принять идиотские нормы по закрытию трансграничной торговли. В этом есть риск».