На отечественном рынке авиаперевозок может наступить коллапс, если будет реализован проект Минтранса по переносу в Россию серверов для регистрации на рейс, бронирования и реализации билетов в онлайн-режиме.
Во исполнение закона
Содержание разработанных нормативных актов четко указывает на обязательность перехода российских авиакомпаний на отечественные серверы.
Действия Минтранса направлены на исполнение закона № 374-ФЗ по «установлению дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечению общественной безопасности». Закон вступил в силу в 2016 году, однако ведомство транспорта активизировалось только после скандала в дни проведения футбольного первенства планеты в России, когда сбой системы бронирования привел к задержкам регистрации пассажиров S7.
Интересно, что именно представитель консалтинга S7 Владимир Объедков в июле написал письмо президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну, в котором предупредил о негативных последствиях перехода на отечественные серверы.
Две системы и альянс
Авиакомпании используют две ИТ-системы: для обслуживания пассажиров (PSS) и хранения данных о рейсах (GDS). Последняя – дистрибуторская система, функционирующая для открытого агентского рынка.
По итогам 2017 года, в сегменте PSS наибольшая доля принадлежит американскому провайдеру Sabre Sonic, с которым сотрудничает «Аэрофлот», перевозящий около 45 млн пассажиров ежегодно. Второе место за отечественным Leonardo (30–35 млн человек в год), на третьем – SITA Gabriel, через которую в авиакомпаниях S7 и «Якутия», бронируют билеты 15 млн человек, и на четвертом Amadeus Altea – 7-8 млн пассажиров для авиакомпании «Уральские авиалинии».
В сегменте GDS лидирует отечественная «Сирена-Трэвел», а вот остальную долю рынка делят зарубежные компании: Amadeus, Sabre и Travelport.
Генеральный директор авиакомпании S7 Владимир Объедков
Проблема в том, что все провайдеры, представленные на отечественном рынке, за исключением «Сирены-Трэвел», хранят данные о перевозках в инвенторных центрах, сервера которых находятся за пределами России.
По мнению Объедкова, ни один российский провайдер не соответствует требованиям авиаперевозчиков, входящих в международные авиационные альянсы – Sky Team и One World – так как не сможет обеспечить работу в этих системах из-за отсутствия соответствующего функционала.
Сложно сказать, станут ли мировые лидеры рынка, провайдеры Sabre и Amadeus, инвестировать сотни миллионов долларов на перенос своих мощностей на территорию России. Если этого не произойдет, «Аэрофлот» и S7 («Уральские авиалинии» не входят в международные альянсы) может ждать полная приостановка деятельности. В среднем на перенос данных в другие системы потребуется около трех лет, но в какие именно – непонятно, поскольку на территории России подходящих авиакомпаниям по функционалу пока нет.
Финансовый вопрос
Принятие новых законодательных актов относительно хранения данных пассажиров грозит авиакомпаниям и серьезными финансовыми потерями. Прекратится взаимодействие по One World, вследствие чего иностранные партнеры лишатся возможности реализовывать билеты на внутренние рейсы. По подсчетам специалистов, только группа компаний S7 может потерять до 5 млрд рублей.
Провайдеры получают оплату от авиакомпаний за каждый забронированный билет. В России эта сумма составляет порядка ста рублей. Учитывая количество пассажиров в 2017 году – 105 млн. Путем нехитрых расчетов, можно оценить этот рынок в 10 млрд рублей.
Кто будет владеть этим рынком в результате перемен, и наступит ли коллапс для российских авиакомпаний, мы узнаем ближе к 2020 году.