ЦРПТ совместно с Tetra Pak автоматизируют маркировку молочных продуктов «Галактики». Обещают, что по QR-коду покупатели смогут узнать всю историю содержимого упаковки – от коровы до прилавка.
Идея прослеживаемости происхождения пищевых продуктов возникла в ответ на неконтролируемый поток контрафакта и некачественных товаров, а также как следствие реформы контрольно-надзорной деятельности. Когда шесть лет назад Россельхознадзор ввел систему «Меркурий» в опытную эксплуатацию, чиновники утверждали, что она «знает», откуда груз или сырье для его производства ввезены и на что они исследованы, «причем “знает” по всей цепочке – от животного до готовой продукции». Однако это знание как было, так и остается в недрах бюрократической машины и недоступно участникам товарооборота.
Вывести на чистую воду
Под занавес прежнего состава кабмина глава Минсельхоза Александр Ткачев решительно заявил, что государство не намерено терпеть недобросовестную конкуренцию, поэтому с 1 июля введены обязательная электронная сертификация сырого молока и маркировка готовой молочной продукции. По словам экс-министра, «маркировка позволит получать полную информацию о содержании в продуктах заменителей молочного жира, изготовленного на основе растительных масел. Вместе это даст возможность проследить весь путь молока – от фермы и до прилавка магазина». Собственно, 27 июня эти меры были скреплены новой редакцией 647-го приказа Минсельхоза о перечне подконтрольных товаров, подписанной преемником Ткачева Дмитрием Патрушевым.
В свою очередь, руководитель Минпромторга Денис Мантуров подтвердил, что молокопродукты в заводской таре, прошедшие термическую обработку, действительно решено вывести из-под госветнадзора и включить в программу пилотных проектов маркировки потребительских товаров. Отчасти поэтому в августе на данную категорию продукции предприятия оформили в 1,7 раза меньше сертификатов в «Меркурии», чем в июле – это стало не обязательно.
Тем не менее, оставалось непонятно, как будут проверять происхождение продукта на практике. По штрих-коду на упаковке можно узнать страну, завод-изготовителя и номер партии, но это ничего не скажет ни о наличии ветсертификата на сырье, ни о свежести, ни о соответствии содержимого указанному составу.
Цифровизация в действии
Ситуация прояснилась, когда 29 августа Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператор единой национальной системы маркировки Честный ЗНАК, объявил о заключении соглашения с молочным гигантом «Галактика». В продолжение ранее достигнутых договоренностей компании намерены протестировать систему маркировки QR-кодами типа Data Matrix непосредственно на производственных линиях. Преимуществами такой кодировки являются низкая стоимость и простота нанесения, устойчивость к потере данных (до 30% изображения) и возможность кодировать любую информацию объемом до 3 КБ: вес, срок годности, номер серии, номер партии, дату изготовления и т. д.
В проекте примут участие скандинавы Tetra Pak, производитель технологических решений и пищевой упаковки, и Valio, продукты которой выпускаются с конвейера «Галактики». Уже сейчас и до конца года в рамках промоакции любой покупатель, после предварительной регистрации в системе, может указать уникальный идентификатор упаковки и выяснить происхождение своего йогурта или творожка. Чтобы узнать номер идентификатора, достаточно отсканировать QR-код приложением, доступным на всех смартфонах.
Руководство Tetra Pak отмечает, что подобные решения дают производителям возможность использовать новые каналы коммуникации с потребителями, которые хотят знать о своей покупке все. Не менее важный плюс новой маркировки – упрощение складского учета и логистики, от завода до магазина. Так укрепление информационной целостности товарооборота, когда критично важные сведения доступны всем участникам цепи, работает не только на пищевую безопасность, но и делает цифровую экономику реальной.