В то время как вся общественность напряженно следит за взлетами и падениями курса криптовалют, множество уверенных в себе ИТ-стартапов и серьезных фирм зарабатывают и теряют миллионы долларов инвестиций. О самых громких и дорогих ИТ-фиаско в нашей статье.
Облачная биржа Zimory – непонятая идея
В 2015 году немецкий стартап Zimory, специализирующийся на разработке ПО для управления облачными средами, совместно с Deutsche Börse AG начал разработку независимого облачного рынка Deutsche Börse Cloud Exchange. Идея биржи заключалась в том, чтобы упростить взаимодействие облачных провайдеров с клиентами. Пользователи могли бы сравнивать инфраструктуру и настраивать облачные сервисы по мере необходимости. Простая процедура онлайн-покупки и продажи должна была заменить длительные переговоры по контракту, а взаимодействие с провайдером в формате биржевых торгов – обеспечить удобные условия подбора сервиса по соотношению цены и характеристик.
Схема работы облачной биржи
Технический директор Максимилиан Аренс заявлял: «На нашей бирже пользователи облачных вычислений могут сравнивать предложения от различных поставщиков и выбирать услуги, которые им подходят».
Однако к сентябрю 2016 года инвесторы зафиксировали убыток в 20 млн долларов и закрыли проект. Рене Бюст, аналитик облачных вычислений в Crisp Research, прокомментировал провал: «Это была неплохая идея, однако концепция появилась слишком рано для облачного рынка, пользователю было сложно понять, что такое реальная добавленная стоимость». В итоге биржа не смогла привлечь достаточное количество клиентов и поставщиков для выхода в прибыль и прогорела.
Истина в Vine
В 2012 году Twitter приобрела Vine – небольшой стартап из трех человек за 30 млн долларов. Это был сервис, ориентированный на съемку коротких видеороликов с помощью смартфона. Сервис и мобильное приложение должны были составить конкуренцию Youtube и Instagram в области видеоконтента.
Несмотря на все усилия Twitter спустя 4 года компания объявила о закрытии своего автономного видео-приложения с коротким форматом Vine. В обращении к пользователям причину такого решения объяснять не стали. Основатель Vine Рас Юсупов ограничился тогда короткой фразой в своем блоге: «Не продавайте свою компанию!». Согласно данным Sensor Tower за 2016 год, скачивания приложений Vine во всем мире упали на 55% в Apple App Store и Google Play.
Главной причиной провала ценой в 130 млн долларов инвестиций называют отсутствие удобных инструментов для таргетированной и контекстной рекламы. Вероятно, все это в комплексе с плохо продуманной бизнес стратегией генерального директора Twitter Алекса Дорси и жесткой конкуренцией в сфере приложений для медиаконтента привело амбициозный стартап к полному краху.
eLWIS умер
Немецкая сеть супермаркетов Lidl совместно с производителем программного обеспечения для организаций SAP с 2011 занималась разработкой и интеграцией системы планирования ресурсов предприятия eLWIS на базе SAP for Retail. Обе компании являлись лидерами в своих областях, и ничего не предвещало беды. Над проектом работало более 1,2 тыс. сотрудников, в него суммарно вложили около полумиллиарда евро.
Проблемы возникли, когда SAP обнаружила, что сеть супермаркетов основывает свою систему инвентаризации на закупочных ценах, тогда как программное обеспечение SAP основано на розничных. Поскольку Lidl не хотел вносить корректировки, требовалось модифицировать ПО, но это увеличило затраты и снизило эффективность сервиса. В результате издержки начали расти в геометрической прогрессии и привели к тому, что затраты на интеграцию практически готового решения оказались непосильно велики. Проект решили закрыть.
С завершением проекта уже внедренные системы eLWIS в нескольких странах включая Австрию, США и Северную Ирландию заменят другим продуктом – Wawi. Руководители компании Йозеф Хойер и Мартин Гольке заявили: «В анализе затрат и выгод все говорит в пользу дальнейшего развития Wawi».