Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) получил официальный статус оператора цифровой маркировки товаров. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства Дмитрий Медведев.
Оператор создан в 2017 году, 50% центра принадлежит USM Holdings бизнесмена Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Александру Галицкому.
Государственно-частное партнерство
О том, что ЦРПТ станет единым оператором летом прошлого года заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров. На тот момент маркировались лекарства – процесс находился в ведении Росздравнадзора, а меховыми шубами занималась ФНС.
Распоряжением правительства № 792-р от 28 апреля 2018 года, регламентировано 10 товарных сегментов, подлежащих маркировке:
- шины;
- духи;
- фотооборудование;
- табак;
- обувь;
- одежда;
- постельное, столовое, туалетное, кухонное белье.
К 2024 году маркировка должна стать обязательной для всей продукции на российском рынке.
Будущие инвестиции и ожидаемая прибыль
В течение 15 лет ЦРПТ вложит в проект по маркировке 205 млрд рублей. С каждой маркированной единицы оператор получит 50 копеек (без учета НДС): лекарства дешевле 20 рублей промаркируют бесплатно. В проекте соглашения государственно-частного партнерства прогнозируется получение прибыли в размере 1,5 млрд рублей в течение первых семи лет работы. Согласно расчетам, проект выйдет на окупаемость при доходности в 16%.
Во всем мире проекты государственно-частного партнерства реализуются быстрее и эффективнее государственных, заявил представитель ЦРПТ Михаил Дубин. Он также подчеркнул, что ЦРПТ реализует интересы государства и стремится к выполнению поставленных задач по развитию легального предпринимательства и борьбе с контрафактом.
Дискуссии по маркировке
Распоряжение правительства возобновило дискуссии по поводу маркировки товаров в России. Генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков считает, что централизованная на уровне государства система может оказаться неэффективной. Товары маркируют во многих странах, но нигде это не делается централизованно, рассказал он BFM.
В Евросоюзе функционирует система цветовой маркировки (каждой группе товаров присваиваются соответствующие цвета). В США за чистоту рынка борется Союз потребителей. Практически во всех развитых странах существуют крупные независимые экспертные центры, которые сотрудничают с государством. Наибольший эффект дает маркировка самого производителя, который сам борется за оригинальность своей продукции.
Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков идею маркировки товаров одобрил, но о назначении единого частного оператора отозвался негативно. Аншаков считает, что нельзя отдавать трудоемкий процесс в руки частной компании, государство должно жестко контролировать его для обеспечения объективности и качества процесса.
Распоряжение правительства о присвоении ЦРПТ статуса официального оператора цифровой маркировки