Служба заказа авто «Яндекс.Такси» планирует приобрести своего конкурента «Везет». Если сделку одобрит Mail.ru Group, сервис вызова такси от отечественного поисковика займет четверть российского рынка.
Детали сделки
Организация MLU B.V., образовавшаяся в результате слияния сервисов «Яндекс.Такси» и Uber, хочет приобрести колл-центры и программное обеспечение группы компаний «Везет», которая контролирует сервисы заказа такси «Везет», «Такси Сатурн», Fasten и Red Taxi. Представители группы компаний не возражают, но сделку должны одобрить ФАС и Mail.ru Group.
Договор предполагает, что за три года «Яндекс.Такси» инвестирует 8 млн рублей в развитие сервисов такси в регионах России. Половину этих денег компания направит на программу поддержки местных таксопарков и их сотрудников, а оставшиеся – на внедрение технологий, повышающих безопасность автопоездок. Акционеры «Везет» получат 3,6% акций «Яндекс.Такси» и дополнительно 71,5 млн долларов, если компания сможет достичь запланированных показателей.
Как и в случае слияния с Uber, приложения «Везет» не прекратят работу и останутся доступны для использования, однако заказы через них смогут принимать также и водители «Яндекс.Такси». Верно и обратное: таксисты купленной поисковиком компании также получат возможность откликаться на вызовы через приложения «ЯТ».
Если необходимы разрешения от ФАС и Mail.ru Group будут получены, то компании планируют закрыть сделку до конца этого года.
Зачем нужно согласие Mail.ru
Разрушить планы «Яндекс.Такси» и «Везет» может Mail.ru Group. Два года назад эта интернет-компания также инвестировала свои деньги в «Везет», предоставив заем, конвертируемый в акции. Одно из условий получения финансирования – предоставление займодателю права запрещать продажу и отчуждение активов.
В Mail.ru Group напомнили «Везет» о том, что для заключения сделки с «Яндекс.Такси» необходимо сперва получить письменное согласие. Пока разрешение не получено, поэтому в интернет-холдинге считают, что анонс слияния с сервисом поисковой системы преждевременный.
Представители «Везет» уверены, что не нарушают никаких соглашений с Mail.ru Group. По их мнению, сделка с «Яндекс.Такси» не подпадает под действующие ограничения со стороны займодателя, и компания намерена и дальше придерживаться имеющихся договоренностей.
Опасность монополии
Другой проблемой для слияния сервисов заказа такси может стать ФАС. Заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин рассказал РБК, что ведомство не получало никаких заявлений ни от «Везет», ни от «Яндекс.Такси».
Основатель и гендиректор Gett Дэйв Вайсэр уверен, что антимонопольная служба никогда не разрешит подписать договор между компаниями. Он уверен, что государство должно поддерживать честную конкуренцию в потребительском секторе. «Мы возмущены тем, что такая сделка даже обсуждается», – утверждает Вайсер.
Карен Казарян, ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций, считает, что покупка «Везет» действительно изменит расстановку сил в отрасли онлайн-служб заказа такси в пользу «Яндекса». Эксперт сослался на данные Аналитического центра при правительстве и предположил, что сделка между компаниями позволит «Яндекс.Такси» контролировать 22–23% всего российского рынка такси.
Начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников убежден, что слияние сервисов не скажется на службах заказа авто. Покупка «Везет» должна решить внутренние проблемы компании. «Водители и пассажиры вряд ли заметят какие-то изменения, как и в случае с предыдущими сделками на рынке», – приводит пример Стенников.