Фирма «1С» запустила новый сервис для работы с электронными перевозочными документами. Законодательная база для работы с сервисом уже есть, но перейти на ЭПД будет сложнее, чем в бухгалтерском или кадровом учете. Рассказываем, почему.
Законодательство об ЭДО в транспортной логистике: переходить можно, но пока не обязательно
1 сентября 2022 года вступили в силу правила обмена электронными перевозочными документами, установленные постановлением правительства РФ №931 от 21.05.2022. С этой же даты в России начала работать Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Система призвана упростить проверку документов контролирующими органами и предоставить им доступ ко всем данным по перевозке в электронном виде, чтобы в будущем отказаться от бумажных дубликатов документов при проверках автоинспекторами на дорогах.
На данный момент переход на ЭДО для всех участников перевозок является добровольным и не отменяет использования бумажных документов. Обязательный переход на ЭПД планируется с 1 января 2023 года.
Согласно правилам, с сентября 2022 года в электронном формате через ГИС ЭПД можно будет оформлять:
- транспортные накладные (ЭТрН),
- электронные заказ-наряды (ЭЗН),
- и электронные сопроводительные ведомости (ЭСВ).
А с 1 марта 2023 года планируется ввести в электронный оборот еще четыре типа электронных документов:
- Заказ/Заявка
- Экспедиторская расписка
- Договор фрахтования
- Путевой лист.
Возможно, обязательный переход на электронные документы будет перенесен. Однако учитывая непростой процесс перехода, стартовать лучше сейчас – такая возможность уже есть.
Получить консультацию специалиста
Преимущества перехода на электронные перевозочные документы, и почему это может быть проблемой
Инициаторы реформы говорят о том, что цифровизация документооборота в транспортной логистике ускорит товарооборот и упростит обмен документами в отрасли. В целом, преимущества ЭПД аналогичны тем, которые возникают в результате перехода на цифровые документы:
- ускорение документооборота, сокращение операционного цикла и увеличение оборачиваемости;
- мгновенное уведомление участников перевозки о деталях приемки-передачи груза;
- возможность взаимодействия в электронном виде в любое удобное время в формате «единого окна»;
- ускорение получения оплаты за услугу перевозки;
- доступ к транспортной накладной из любой географической точки;
- контроль процесса грузоперевозки;
- оперативное исправление ошибок в документах или внесение изменений в маршрут: новый вариант ЭПД сразу становится доступен каждому участнику перевозки;
- снижение стоимости операций и экономия на обработке и доставке документов, на расходниках для офисной техники;
- упрощение проверок: контролирующие органы получают доступ к электронным документам в ГИС ЭПД, предоставлять бумажные копии не требуется.
Что касается возможных проблем при переходе, то здесь можно отметить минимум два обстоятельства.
- Во-первых, это количество участников в процессе. В отличие от других видов ЭДО, в формировании электронных перевозочных документов может участвовать более двух сторон, например, грузоотправитель, грузоперевозчик, который может использовать сторонних поставщиков, и грузополучатель. И все участники процесса должны обеспечить работу с электронным документом.
- Во-вторых, это чрезвычайно неоднородный уровень автоматизации в отрасли: в случае с кадровым и бухгалтерским документооборотом, большинство пользователей на момент массового перехода на ЭДО уже располагали автоматизированными рабочими местами, и даже действующими электронными подписями. А для небольших частных перевозчиков, которые привыкли работать с бумажными документами, переход на электронный формат может быть большим потрясением. При этом они будут вынуждены переходить на электронные документы, поскольку данное требование исходит от потенциальных заказчиков. И чтобы соответствовать таким требованиям, переход может стать обязательным фактически, несмотря на то, что на уровне законодательства жестких требований не будет.
1С-ЭПД – первый сервис для ГИС ЭПД, получивший одобрение регулятора
Один из ключевых элементов в системе ЭПД – это аккредитованные операторы, обеспечивающие передачу электронных документов от пользователей в ГИС ЭПД.
Первым аккредитованным оператором, прошедшим все сценарии тестирования и получившим одобрение регулятора, стала компания «Калуга Астрал» (оператор 1С-ЭДО).
В связи с этим фирма «1С» объявила о начале эксплуатации сервиса 1С-ЭПД, с помощью которого электронные перевозочные документы можно оформить прямо из 1С.
Как будет работать обмен электронными перевозочными документами в программах 1С
Чтобы документы по перевозке отражались в рамках подсистемы обмена с ГИС ЭПД, каждый участник взаимодействия – грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель – должен быть подключен к сервису 1С-ЭДО через оператора электронного документооборота Калуга-Астрал. О роуминге – автоматическом или каком-либо другом – пока ничего не сообщается.
Кроме этого, всем участникам обмена потребуется квалифицированная электронная подпись (КЭП). За исключением водителей – им достаточно простой ЭП или неквалифицированной (НЭП).
Следующим шагом потребуется включить настройку обмена ЭПД в программе 1С.
Для этого в настройках ЭДО конкретного контрагента нужно будет включить флаги:
- Электронные сопроводительные ведомости,
- Электронные заказ-наряды,
- Электронные транспортные накладные
Перечисленные документы появятся в типовых конфигурациях 1C в ближайшее время в соответствии с графиком, приведенным на странице «Мониторинг законодательства».
Работа с электронными перевозочными документами будет построена на этапах взаимодействия между участниками перевозки. По мере заполнения сведений участниками перевозки иконки навигации окрашиваются в желтый цвет, и сведения становятся доступными для просмотра.
Работа с электронной накладной в 1С. Источник: its.1c.ru
Дополнительные инструменты для работы с ЭПД от фирмы «1С»
Помимо сервиса 1С-ЭПД, входящего в состав 1С-ЭДО, фирма «1С» совместно с оператором АО «Калуга Астрал» собирается подготовить дополнительные решения для работы с ЭПД участников перевозки грузов:
Потребности предприятия |
Решение 1С |
---|---|
Пользователи 1С: крупный, средний, и малый бизнес, у кого учетные и, возможно, другие бизнес-процессы уже автоматизированы на основе прикладных решений 1С. |
Инструменты для работы с ЭПД являются частью программ 1С. Для использования 1С-ЭПД достаточно быть абонентом 1С-ЭДО и включить настройку обмена ЭПД в программе 1С. |
Предприятия, как правило, из сегмента микробизнеса, участвующие в грузоперевозках, но пока не использующие программы 1С. |
Чтобы такие перевозчики могли взаимодействовать с другими участниками рынка, им будут предлагаться веб-приложение (личный кабинет 1С-ЭПД), а также приложение для мобильных устройств для получения, просмотра и подписания ЭПД* |
Логистические провайдеры и сервисные компании, предоставляющие услуги участникам рынка грузоперевозок, в том числе пользователи программ для управления складом (WMS) и транспортными перевозками (TMS) не на платформе 1С. |
Таким пользователям предоставляется доступ к программному интерфейсу (API) оператора ЭПД «Калуга Астрал» для интеграции сервиса 1С-ЭПД в информационные системы клиентов. |
*О выпуске прикладных решений для мобильных участников перевозок будет объявлено дополнительно, следите за информационными выпусками 1С
Возможности нового сервиса 1С-ЭПД и цены на подписку
Для понимания того, как будет строиться цена на сервис 1С-ЭПД, нужно разобраться с таким понятием как «титул». Титул в ЭПД – это часть составного электронного документа «Транспортная накладная».
Этап |
Номер титула |
Кто подписывает |
Какие сведения включает |
---|---|---|---|
Обязательные титулы |
|||
Погрузка |
1 |
Грузоотправитель |
О сторонах перевозки, условиях договора, сведения о водителе, грузе и сопроводительных документах |
2 |
Перевозчик |
О состоянии груза на его приёме к перевозке |
|
Выгрузка |
3 |
Грузополучатель |
О приёме товара от перевозчика, состоянии груза |
4 |
Перевозчик |
О сдаче груза получателю |
|
Опциональные титулы |
|||
Фиксация стоимости |
5 |
Перевозчик |
О финальной стоимости перевозки |
6 |
Грузоотправитель |
||
Переадресация |
7 |
Перевозчик |
Об изменении грузополучателя либо его адреса |
Эстафета |
8 |
Перевозчик |
О смене водителя или транспортного средства |
По материалам сайта astral.ru
Свой титул заполняет каждый участник при завершении этапа грузоперевозки. Каждому титулу присваивается уникальный идентификационный номер – УИД, который формируется в ГИС ЭПД. А все титулы, объединенные одним УИД, формируют электронный перевозочный документ.
Оплата за пользование сервисом осуществляется за каждый титул. Фирма «1С» предусмотрела два варианта тарифов – постоплатный с ежемесячной оплатой за отправленные титулы по цене 7 рублей. А также несколько предоплатных тарифов:
Наименование |
Рекоменд. розничная цена (руб.) |
Розничная цена за 1 титул (руб.) |
1С-ЭДО. ЭПД-600 |
3 600 |
6 |
1С-ЭДО. ЭПД-1000 |
5 000 |
5 |
1С-ЭДО. ЭПД-5000 |
22 500 |
4,5 |
1С-ЭДО. ЭПД-10000 |
40 000 |
4 |
1С-ЭДО. ЭПД-50000 |
150 000 |
3 |
1С-ЭДО. ЭПД-100000 |
250 000 |
2,5 |
Подключить сервис, проконсультировать по наиболее подходящему тарифу сервиса 1С-ЭПД, а также помочь с получением необходимых электронных подписей могут специалисты компании «Инфостарт».
Получить консультацию специалиста
Полный текст информационного письма, посвященного новому сервису 1С-ЭПД
Пользовательская документация по работе с электронными перевозочными документами
Узнать, когда появится возможность работать с сервисом 1С-ЭПД в типовых конфигурациях фирмы «1С»